В 1857 году в Серафимо-Дивеевском монастыре начала работу живописная и иконописная мастерская. До революции в ней проходили послушание около 130 сестер. В конце 1900-х годов были устроены отдельные помещения для обучения рисунку, левкасной работе, чеканке по грунту и золочению. У каждой сестры была своя специальность. Помимо написания икон они занимались литографией, изготовлением фигурок преподобного Серафима из алебастра и росписью на досках. Иконы, написанные насельницами обители, а также выполненные их руками сувениры пользовались широкой известностью, некоторые из них были преподнесены в дар членам Императорской Фамилии.
Живописи сестры обучались в Санкт-Петербурге под руководством профессоров Академии художеств. Мозаичному искусству – у известных итальянских художников братьев Бонафеде, исполнявших грандиозные мозаичные иконы в Исаакиевском соборе. Так формировался уникальный стиль дивеевской иконописной мастерской. Его особенность: светоносность, одухотворенность образов, сочетание академической живописной манеры с традиционными канонами иконописания.
В дивеевской мастерской писались различные изводы икон Спасителя, Богородицы, праздников и целые иконостасы, преимущественно в масляной технике, на толстом грунте, золоченом по красному полименту фоне, обильно украшенном гравированным по левкасу орнаментом. В живописи использовался цветной грунт различных оттенков. Постоянно применяли фактурные мазки в наиболее освещенных местах, бликах или орнаментах. Сестры-живописки имели особый вкус к белому цвету, чувствовали его светосилу. На холстах надписи и нимбы почти всегда выполняли разбеленной желтой краской.
Одним из самых излюбленных образов, наряду с изображениями преподобного Серафима, были списки его келейной иконы «Всех радостей Радость». Дивеевские копии – это не буквальные повторения, а творческие самостоятельные работы. Первые выполнены на темном фоне, внизу в небольшом прямоугольнике помещена памятная надпись: «Подобие святой чудотворной иконы Божией Матери Умиление, пред которою в молитвенном подвиге скончался приснопамятный старец Саровской пустыни иеромонах отец Серафим 1833 г. января 2 дня»; позже иногда писался тропарь иконе.
Священномученик Серафим (Чичагов) писал в начале ХХ века: «Дивеевский собор начал украшаться удивительной живописью собственной монастырской работы, нигде не встречаемой в других обителях по всей России. По молитвам отца Серафима Господь послал в Дивеевскую обитель несколько сестер, одаренных талантом живописи, между которыми в особенности отличалась и поныне стоит во главе живописного послушания мать Серафима. Ее кисть чрезвычайно нежна, дает настоящий свет и выражение ликам святых праведников… Вообще художество Дивеевского монастыря поражает своими достоинствами, вкусом, обдуманностью и выдержанностью».
Монахиня Серафима (в миру – Ольга Захаровна Петракова), возглавлявшая мастерскую до закрытия монастыря, происходила из крестьян Нижегородской губернии. Родилась она в 1846 году. Паломник, побывавший в мастерской, оставил такое воспоминание о ней: «всегда неутомимая, всегда вдохновенная мать Серафима».
В годы советской власти, когда монастырь закрыли, традиция была прервана. Немногие сестры-художницы писали по домам. Писали масляными красками. Писали просто, по-женски мягко, с любовью. До нас дошли иконы, написанные преподобномученицей Матроной (Власовой), наброски, сделанные монахиней Серафимой (Булгаковой).
С возрождением обители в начале 90-х годов начиналось все с нескольких сестер, очень одаренных художественно. Кто-то закончил Мухинское училище, кто-то хохломское, кто-то художественную школу. Ездили в Третьяковскую галерею – чтобы посмотреть там «Троицу», в Ферапонтов монастырь – к сохранившимся фрескам Дионисия, в Троице-Сергиеву лавру, в Псково-Печерский монастырь. Возвращение к канону у нас совершила монахиня Ирина (Куимова). Ею был написан центральный иконостас Троицкого собора, иконы «Донская», прп. Амвросия Оптинского, Сорока мучеников Севастийских, Преображение, прп. Серафима Вырицкого, прп. Лаврентия Черниговского и многие другие.
Потом было прославление преподобных жен Дивеевских. Надо было писать их икону. Для нас, привыкших видеть на портретах матушку Александру в зипуне и шапочке с заячьей опушкой, трудно было отойти от привычного образа. Но родилась икона, в подобие древней новгородской, на которой они в изумрудно-синих схимах, гематитовых мантиях и светлых рясах.
Дивеевская иконописная мастерская окончательно оформилась в возрождающемся монастыре только к 2003 году. Основной принцип работы современных иконописок – сохранение традиций дивеевской иконописной мастерской путем точного копирования старинных образцов, в которых современник заметил столько «торжествующей святости, этой тихости, этой детской чистоты, безграничной мягкости и ласковости». Копирование дает опыт проникновения внутрь традиции, в сам процесс создания иконы, раскрывает творческий потенциал, помогает увидеть не сухую схему, а естественные живописные и пластические законы.
Чаще всего сестры дивеевской иконописной мастерской пишут образы Божией Матери «Умиление», преподобного Серафима и дивеевских святых. Они советуются в своей работе со специалистами из Оптиной пустыни, совершают поездки в другие монастыри, посещают древние храмы, бывают в музеях. В мастерской собрана большая библиотека по истории и теории иконописи.
Иконописное послушание возглавляет монахиня Феофана (Аверьянова), на нем сегодня занято семь сестер. Кроме того, несколько сестер в левкасной мастерской готовят доски для икон; в рамочной вырезают из дерева рамки, подставки и киоты; в реставрационной старым иконам дают вторую жизнь. Процесс создания иконы – длительный и кропотливый, он требует участия разных специалистов.
Для написания икон используются липовые и кипарисовые доски. Чтобы доска была готова для письма и сохранялась от рассыхания и воздействия влаги, ее левкасят. Делается это так. Доску определенного размера или несколько досок, соединенных между собой, проклеивают клеем и накладывают паволоку. Паволока – состав из мела и желатина, которые в определенных частях соединяются и варятся. Слои паволоки накладывают постепенно, несколько дней. Сначала втирается руками, затем наносится кисточкой. Каждый слой просушивается и потом уже выравнивается шпателем и шлифуется. Слои должны быть одинаковой консистенции, иначе впоследствии они будут деформироваться. Тыльная сторона обрабатывается морилкой для придания цвета и вощится мастикой. Торцы морятся, но не вощатся, чтобы доска «дышала». В состав мастики входят воск и канифоль, они защищают доску от воздействия влаги.
Для того, чтобы доска не прогибалась, с тыльной стороны она закрепляется перекладками-шпонками. Иногда иконы делают с «ковчегом» – специальным углублением в дереве. Края у таких икон называются полями, а переход между ковчегом и полем – лузгой.
Подготовленная таким образом доска затем попадает в иконописную. Существует два вида письма икон – иконописный и живописный. Живопись, в отличие от иконописи, выполняется масляными красками, иногда акварелью. В иконописи используются темперные краски, которые четко отделяют границы рисунка.
В начале делается опись и золотится фон. Традиция золочения фона на полименте идет от преподобного Андрея Рублева; в Дивеево ее привезли московские иконописцы. Полимент – это красная земля, которая накладывается в пять слоев натиранием, затем шлифуется. Золото накладывается кисточкой на смоченную водой и водкой поверхность. Ватой убирается лишняя влага.
После этого начинается работа с самим изображением, накладываются краски. Краски заготавливаются сестрами из природных камней – натуральных пигментов. Для этого камни перетираются в деревянных ступках до мелкого порошка, растираются на стекле до полной однородной массы. Порошок соединяют с эмульсией – смесью из яйца и сухого вина. Цвета краскам даются по названию камней: лазурит – синий, азурит – голубой, аури – желтый.
Как происходит рождение иконы? Ведь теперь прославлены новые дивеевские святые, и нет образцов, по которым можно было бы написать, например, наших преподобномучениц. Ведь даже фотографий этих святых нет. Изучается их житие, идет молитва к этим святым – и в результате складывается новый образ. Когда сестра с благоговением и вниманием, молитвой и терпением, пишет икону, она входит в духовное общение с тем святым, над образом которого работает, и сама духовно укрепляется.
Задача иконы – открыть сокровенный мир души святого человека. Святость ведь можно показать в иконе. Она проявляется, например, через то, что человеческое тело становится источником света. Не свет падает на лицо, а сам лик святого, сама плоть становится лучезарной. Это очень тонко чувствовали авторы дореволюционных дивеевских икон.
Икона показывает, каким станет человек, если победит в борьбе с врагом, показывает, каким он должен быть. Она может сохранять некоторые портретные черты. Но лицо на иконе – это лик, личность, преображенная в свете вечности.
Иконописец не подписывает иконы своим именем. Его дело с самого начала шире, чем личный вкус и чье-то «я считаю», которое ни перед Господом, ни перед лицом Церкви ничего не меняет. В иконописи возможна свобода творчества, но она проявляется внутри предания и канона.
Нет подписи автора и на иконах преподобноисповедницы Матроны (Власовой), священномучеников Иакова и Михаила (Гусевых). По фотографиям после их прославления иконы очень нежно, по-дивеевски составила послушница Вера (Василенко). Незадолго до кончины (†2010 г.) она приняла иноческий постриг с именем Вивея. Как про старинных монахов писали: «Жил тихо и скончался тихо», – так и про нее можно сказать. Тяжело болела, но немногие догадывались об этом. В миру была известной художницей, окончила Строгановское училище, ее работы выставлялись в России, Испании, Германии и Португалии, но никогда не говорила о своей известности. Тихо работала в монастырской реставрационной мастерской и ценила это место за то, что можно проводить много времени в молитве. Восстановленные ею иконы находятся сейчас в дивеевских храмах. Она могла восстановить икону, казалось, совершенно утраченную, какой была икона Божией Матери «Достойно есть»; а сейчас она украшает придел Царственных мучеников Казанского собора. Святые, иконописные образы которых первой написала инокиня Вивея, и по смерти сопровождали ее: на третий день после ее упокоения праздновался день памяти преподобноисповедницы Матроны Дивеевской, на сороковой – священномучеников Иакова и Михаила Дивеевских.
«Дивеевская обитель»