«Служба в монастыре – главное, а остальное – поделье»

Игумения Сергия (Щербакова)

Так говаривала игумения Никона (Перетягина), которая в начале 90-х годов прошлого века, приняв на себя настоятельский крест, неустанно – шаг за шагом, год за годом – возрождала вместе с сестрами Шамординскую Казанскую пустынь, основанную некогда преподобным Амвросием Оптинским. Слова «поделье» в толковых словарях не сыщешь, но его смысл вполне понятен русскому человеку. Еще в начале 90-х наместник Оптиной пустыни архимандрит Евлогий (ныне митрополит Владимирский и Суздальский) ввел в Шамординской обители строгий богослужебный устав монастыря, включающий ночные полунощницу и утреню, и, благодаря ревности к службе игумении обители и бессменного монастырского духовника архимандрита Поликарпа (Ничипорука), полный суточный круг богослужений сохраняется все это время. А чтобы обитель могла жить плодами своих трудов, ее насельницы несут послушание на скотном дворе и курятнике, огороде и пасеке, а также в саду, обычно богатом на урожай яблок. Есть в обители разные мастерские – иконописная, витражная, пошива церковных облачений, швейная, чеканно-басменная. В керамической мастерской умелицы изготавливают сувениры, что тоже является достойным занятием для монастырского поделья (и, разумеется, в какой-то мере подпиткой для монастырской казны).

Горячо любимой сестрами игумении, что на протяжении двадцати двух лет была настоящей духовной матерью для все возрастающей монашеской семьи в Шамордине, не стало в мае 2012 года. А в мае нынешнего года Священный Синод Русской Православной Церкви назначил игуменией Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни монахиню Сергию (Щербакову). По признанию новой настоятельницы, матушка Никона не учила ее чему-то конкретно, как, допустим, в школе обучают учеников. Она ее полностью воспитала! Это она, дорогая матушка, привила любовь к богослужениям. Она же помогла понять, что очищать сердце покаянием нужно для того, чтобы человек мог беспрепятственно разговаривать с Богом.

С монахиней Сергией (Щербаковой) мы встретились и побеседовали вскоре после ее назначения.

Матушка Сергия, думается, что многим людям, в том числе и читателям нашего сайта, среди которых есть наместники, настоятели и настоятельницы обителей, будет интересно узнать о Вашем пути к монашеству. Недавно Председатель Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) в своей авторской телепередаче «Церковь и мир» подчеркнул, что в монастырь следует идти не под давлением каких-то тяжелых обстоятельств – жизненных невзгод или разочарований, а только в том случае, если человек почувствовал призвание к монашеству. Вы в обитель пришли по призванию?

По призванию, и почувствовала я его в Оптиной пустыни, куда мы поехали в 1990 году со школьной подругой – инициатором того памятного паломничества. Это был мой первый отпуск после того, как я, окончив институт, год проработала в банке по специальности. В Оптиной мы пообщались с батюшками – нас благословили съездить в Шамордино, посмотреть женский монастырь. Приехали, и как-то сразу все понравилось, хоть и разруха была – одни развалины вокруг. Только церковь в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» матушка Никона с сестрами успела за рекордно короткий срок подготовить к освящению.

У меня в скиту Оптиной пустыни, в благодатной тишине, прерываемой, правда, разговорами тогда еще не выселенных оттуда мирских людей, живших там семьями, появилось желание уйти из мира в монастырь. А в Шамордине оно окрепло. Если говорить о внешней стороне дела, то очень понравился здесь бесконечный простор – природа сразу расположила к себе. А глубинное внутреннее состояние... Считаю, что то был Промысл Божий, который словами не объяснить, – просто надо быть готовым его почувствовать. Живя в Москве, я время от времени посещала храмы, но только здесь, благодаря матушке Никоне, смогла постичь всю красоту и глубину богослужений. Хотя, признаться, на первых порах ходила на них больше из чувства долга, понимая, что так положено. И вот в какой-то момент случился переворот в душе: я всей душой полюбила службы в храме как духовную трапезу, которая дарит наслаждение и радостную возможность молиться за себя, за своих ближних и за весь мир.

Мне было 22 года, когда я стала послушницей женской пустыни в Шамордине. Сколько же вопросов возникало у нас, новоначальных (особенно у приехавших из городов и мало что знавших о правилах монастырской жизни), и со всеми проблемами, со своими горестями и трудностями мы шли и шли к матушке-настоятельнице! В миру человек часто приобретает греховные навыки, а в монастырь приходит для покаяния, для исправления, борьбы со своими страстями. Поэтому приходилось спрашивать, как в какой ситуации поступить. Матушка, выросшая в церковной семье, окормлявшейся у одного из известнейших и почитаемых старцев Троице-Сергиевой лавры архимандрита Наума, и к тому же будучи по своей природе человеком мудрым и милостивым, давала советы, которые я старалась исполнять. Старалась брать с нее пример. И спустя какое-то время почувствовала, что мы хорошо понимаем друг друга, что называется, с полуслова. С матушкой было легко. Так же легко и светло становится при чтении ее книги воспоминаний о жизненном пути, начиная с ранних детских лет, – «На Тя, Господи, уповах...»

Теперь Вам предстоит стать духовной матерью для большой сестринской семьи в Шамордине. После кончины матушки Вы в течение двух лет исполняли обязанности настоятельницы обители. Приходили к Вам сестры с вопросами и своими проблемами?

Приходили и приходят. За советами, для индивидуальных бесед. Говорят со мной искренне, с желанием разобраться в сложных духовных вопросах, чтобы распознать козни врага рода человеческого и не попасть в дьявольские сети. А опыт тесного общения с сестрами у меня имеется, так как я несла послушание благочинной.

Что из начинаний Вашей предшественницы Вы хотите продолжить, а что, может быть, ввести новое, свое?

monasterium.ru sh 14-06-12 14– Став во главе Шамординской Казанской Свято-Амвросиевской пустыни в мае 1990 года, игумения Никона организовала здесь крепкий монастырский уклад, который нам надлежит с ревностью и усердием поддерживать. Будем сохранять полный круг богослужений со всеми правилами, с молебном в 3 часа утра основателю пустыни преподобному Амвросию Оптинскому. Будем и дальше стараться развивать свое подсобное хозяйство, что кормит сестер, трудниц и паломников. Не все храмы в обители еще восстановлены: например, Троицкий, полностью разрушенный после закрытия монастыря (именно в нем отпевали почившего в Бозе старца Амвросия), мы, можно сказать, возвели заново и сейчас его расписываем, готовим к освящению.

С Божией помощью в последний год земной жизни матушки Никоны нам удалось вернуть в обитель деревянный домик, в котором жил отец Амвросий, когда он сюда приезжал и где принимал сестер и многочисленных посетителей, стекавшихся к нему за советом и помощью. Здесь же батюшке суждено было встретить час своей кончины... Сестры нашли в архивах документы, свидетельствующие, что во время закрытия и разграбления монастыря какие-то благочестивые люди, желая сохранить батюшкин домик, написали письмо властям с просьбой перенести его в Шамордино. Что и было сделано. Дом-келию раскатали по бревнышку, бревна пронумеровали, перевезли в деревню и собрали.

Жильцами там были разные люди, но, судя по всему, тоже благочестивые. Ничего не перестраивали, не меняли. А последние хозяева – Екатерина, Иван и их трое деток – приезжали в этот домик только на лето. Затем, видимо, по совету их духовного отца, они безвозмездно отдали дом обители, попросив молиться за них. Мы тоже раскатали его по бревнышку, пронумеровали и привезли к себе. Зиму бревна пролежали под навесом, затем дорогой нам всем домик был собран. Матушку-настоятельницу уже на колясочке возили смотреть, когда только был сделан фундамент... А теперь нам предстоит внутри обустроить все так, чтобы многое напоминало о той эпохе, о самом батюшке. Чтобы люди, входя туда, чувствовали сильное действие благодати, как это чувствовали те, кто при жизни общался с великим оптинским старцем. (Кстати, раба Божия Александра из деревни Шамордино передала духовнику обители – отцу Поликарпу – много лет тайно хранившийся у нее келейный крест преподобного Амвросия).

monasterium.ru sh 14-06-12 42

Еще матушка Никона успела возродить монастырскую больницу и богадельню, которые были здесь прежде, так что нам остается продолжать ее праведные труды. И постараться поднять на новую ступеньку духовное образование сестер, которые изучают Ветхий и Новый Завет. Два раза в неделю занятия по Ветхому Завету и истории Церкви по благословению матушки Никоны проводит наша монахиня – мать Нектария (Мареева). А в этом учебном году в обитель стал приезжать преподаватель из Москвы Александр Анатольевич Ткаченко, заведующий редакцией богослужения и литургики ЦНЦ «Православная Энциклопедия», член Синодальной библейско-богословской комиссии, научный сотрудник ИВИ РАН (сектор специальных исторических дисциплин). Он читал лекции по Новому Завету, затем сестры из числа тех, кто в состоянии учиться (а это оказалось около 50 человек) сдавали ему зачет. И, надо сказать, сдали успешно. Дополнительное образование для монашествующих очень своевременно и важно.

Известно, что основатель Шамординской пустыни старец Амвросий принимал сюда женщин любого звания, состояния и здоровья, хотя в те времена для поступления в другие монастыри нужно было внести хоть какой-то вклад – деньгами или имуществом. Случалось даже, что кто-то приводил корову, кто-то доставлял телегу со скирдами сена. А батюшка брал и бедных вдов, и девиц-сирот без всякого вклада. Неудивительно, что в начале XX века число насельниц тут доходило до 800. Сколько сейчас сестер подвизается в обители? Приходят ли новые сестры?

Сегодня у нас насчитывается 120 насельниц, и, слава Богу, новые сестры по молитвам преподобного Амвросия Оптинского продолжают приходить. Это, конечно, милость Божия, что Господь и Божия Матерь приводят их в это благодатное место. Приводят и благодетелей, которые любят обитель и помогают решать многие насущные вопросы. Так, например, один из благодетелей вложил свои средства в восстановление Троицкой церкви, где центральный придел – в честь Святой Троицы, другой небольшой придел – в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Также, благодаря этому человеку, у нас появилась удобная деревянная лестница, по которой, несмотря на крутизну спуска, можно спокойно спуститься к святому источнику.

monasterium.ru sh 14-06-12 39

Другой благодетель – столичный адвокат (а с ним мы знакомы с 1993 года) – на протяжении всех этих лет дает нам ценные консультации в юридическом плане. Особенно важны и актуальны они были, когда никак не могла разрешиться острая ситуация: на территории обители жили целые семьи, не желавшие выселяться отсюда. Даже после того, как оказалась реализована программа, согласно которой администрация Калужской области выделила средства и для этих людей были построены хорошие новые дома в другом месте, они неохотно расставались с жильем здесь. Было немало тяжб, и наш друг-адвокат очень помог нам.

Также мы благодарны одной семейной паре за создание официального сайта нашего монастыря. Создать сайт – дело недешевое. А эти люди сказали, что все сделают бесплатно, во славу Божию. Сайт нам был крайне необходим, потому что имелись какие-то сайты, посвященные Шамордину, но в публикациях, там помещенных, встречались разного рода неточности, да и акценты зачастую были неправильно расставлены. Конечно, нас это не устраивало и, что тут говорить, нередко расстраивало. Когда же появился свой сайт, официальный, вздохнули с облегчением: здесь мы полностью за все отвечаем – за каждую фразу, каждое слово. Что касается оформления, то создавшая сайт семейная пара так и продолжает нам помогать: подсказывать, советовать – за что им низкий поклон!

Матушка, и еще один вопрос, который, можно сказать, стал традиционным в наших беседах с монашествующими. При монашеском постриге Вас нарекли Сергией в честь преподобного Сергия Радонежского. Что Вы при этом испытали?

Признаться, для меня это было неожиданно. В женских монастырях монахинь часто нарекают в честь преподобных жен или святых мучениц и великомучениц, а тут – в честь нашего великого святого! У матушки-настоятельницы небесным покровителем был преподобный Никон Радонежский, ученик преподобного Сергия Радонежского. В тот момент я почувствовала, что наше духовное родство с матушкой еще более укрепилось. Еще мне подумалось, что для тех, кто горячо любит Россию и стремится сохранить ее главную ценность – православную веру, имя игумена земли Русской особенно дорого, близко, любимо. Дорого оно и мне. Как раз в тот день совершался самый первый постриг тех сестер, что пришли сюда в начале 90-х и здесь духовно выросли. Постригали троих. Двух нарекли в честь основателей русского монашества – преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, а меня – в честь покровителя Руси и русского народа во все времена. Это и величайшая радость, и огромная внутренняя ответственность.

Кто Вас поздравил с недавним высоким назначением игуменией Казанской Свято-Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни?

Первыми поздравили Заместитель Председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря в Москве игумения Иулиания (Каледа) и настоятельница Покровского Хотькова ставропигиального женского монастыря игумения Олимпиада (Баранова). Вот только что почтальон принесла поздравительную телеграмму от родной сестры матушки Никоны (Перетягиной) игумении Митрофании, настоятельницы Троицкого женского монастыря в Пензе. И, конечно, меня поздравили мои родители, которым когда-то непросто было принять выбор двадцатидвухлетней дочери, но с годами они меня поняли, и монастырь в Шамордине стал им особенно дорог.

Беседовала Нина Ставицкая

Фото: Владимир Ходаков
(а также снимки из архива монастыря).

Материалы по теме

Новости

Публикации

Монашество

Монастыри

Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь
249700, Россия, Калужская область, Козельский р-н, пос. Шамордино, п/о Каменка
Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь
249700, Россия, Калужская область, Козельский р-н, пос. Шамордино, п/о Каменка

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк