«Судьбы мира решаются не в кабинетах, а в монашеских кельях»

Игумения Иулиания (Каледа)

Предлагаем вниманию читателей отрывок из интервью с Заместителем Председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельницей Зачатьевского монастыря в Москве игуменией Иулианией. Полную версию этой беседы можно прочесть в журнале «Церковный Благоукраситель», №40 или на сайте Зачатьевской обители.

— Как пришла мысль устроить подземные церкви Зачатьевского монастыря?
— Свято-Духовский храм, под которым теперь находится Успенская церковь, был возведен в XIX столетии при митрополите Филарете. В советское время его перестроили до неузнаваемости. Когда здание передали монастырю, оказалось, что под храмом вырыли подвал и оборудовали там помещение для партсобраний. Стены были обшиты панелями, они создавали впечатление благополучия, но когда мы стали снимать обшивку стен, посыпался песок и бутовый камень – оказалось, что подвал прокопали ниже уровня фундамента. Здание находилось в аварийном состоянии. Наш архитектор-реставратор, пришел в ужас. Он сказал: «Немедленно выводите всех, храм может в любой момент рухнуть! Надо срочно укреплять фундаменты». Фундаменты укрепили, а в обнаруженном подвальном помещении оборудовали храм. Тогда на территории монастыря еще не было Собора, в Свято-Духовском храме только начинались восстановительные работы, и этот придел мы сделали сестринским – чтобы насельницы обители могли уединенно помолиться. Внутри, в стене, сделали еще одну – небольшую – пещерку, которая символизирует место погребения Матери Божией. А затем и сам храм постарались сделать похожим на церковь Успения Пресвятой Богородицы на Святой Земле, где была погребена Пречистая. Такая «Новая Гефсимания». В подклете Собора, среди останков фундаментов древних монастырских храмов, мы устроили еще два подземных придела – в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» – в память о существовавшем в обители храме и во имя Всех преподобных отцов и матерей – так мы почтили подвижниц, трудившихся в Зачатьевском монастыре на протяжении столетий его истории*, чьими молитвами и трудами строилась и процветала наша обитель и возрождается сейчас.

— В эти храмы могут попасть миряне?

Подземная Успенская церковь, что под Свято-Духовским храмом— Да, в дни престольных праздников и еще в отдельные дни, по расписанию. Например, в Успенской церкви бывает ранняя литургия на праздник Успения Пресвятой Богородицы. Чин Погребения Плащаницы Божией Матери у нас совершается по особому: начинаем его в соборе, а после крестного хода спускаемся сюда и полагаем Плащаницу во внутреннюю пещерку - «погребаем Матерь Божию в Гефсиманийской веси». До отдания Успения службы совершаются здесь, и паломникам доступ открыт <...>

— Что главное в монастыре: молитва или служение людям?
— Служение миру невозможно без молитвы. Монастыри служат миру в первую очередь ею, а потом уже всем остальным. Кто-то из святых отцов сказал, что судьбы мира решаются не в кабинетах, а в монашеских кельях. Поэтому если монах очищает свое сердце и освящается благодатью Божией, творит молитву – тем самым он служит миру.

— Распространено мнение, что в женских монастырях сестры не столько ведут духовную жизнь, сколько трудятся на хозяйственных послушаниях.
— По словам Святейшего Патриарха Кирилла, сказанным на архиерейском Соборе 2013 года и запечатленным в Постановлении Собора, «основой монастырской жизни неизменно является аскетическая практика, в первую очередь молитвенное и покаянное делание. Этому должны быть подчинены все обязанности и послушания, которые возлагаются на насельников и насельниц монастырей как в самих обителях, так и за их приделами. Ответственность за правильное устроение жизни монашествующих лежит на игуменах и игумениях, которые должны быть примером для вверенных их попечению братьев и сестер». В настоящее время Комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашествующих подготовлен проект «Положения о монастырях и монашествующих». В нем особенно отмечается, что главное дело монашествующих – молитва и что все насельники обителей должны посещать ежедневные церковные богослужения. Послушания должны совершаться (без этого невозможно), но в разумных пределах. Десять, пятнадцать, двадцать лет назад монастыри только начинали строиться, и понятно, что много времени уходило на необходимые для этого труды – но сейчас пришло время обратить внимание на внутреннее содержание. И мы очень надеемся, что ситуация будет меняться к лучшему. Хотя уже и сейчас во многих женских монастырях положение улучшается. Слава Богу, сегодня у нас есть возможность общаться и с духовно опытными монашествующими других Поместных Церквей, со Святой Горы Афон. Так, в рамках Рождественских чтений в январе 2013г. Впервые была устроена секция, посвященная монашеству, в конце сентября в Лавре прошла международная богословская конференция, посвященная современному монашеству, на которой гостями из Кипра, Греции, со Святой Горы Афон были сделаны очень глубокие доклады, вызвавшие живой отклик у всех участников.

— Зачатьевский монастырь посещают опытные монахи из других поместных православных церквей?
— В 2011 году, когда в Россию со Святой горы Афон был принесен Пояс Пресвятой Богородицы, наш монастырь посетил настоятель Ватопеда архимандрит Ефрем. Вместе со Святейшим Патриархом он совершил богослужение, затем беседовал с насельницами обители. Наши вышивальщицы в знак благоговения к Пречистой изготовили бархатный пояс и расшили его. Он был освящен на подлинном Поясе Божией Матери. Отец Ефрем забрал пояс на Афон и там пояс полгода хранился под ковчегом с Честным Поясом, напитываясь благодатью <...>

— А в благоукрашении обители используются мотивы, присущие, например, православной Греции?
— У нас добрые отношения и с монастырем Киккской иконы Божией Матери – она соименна нашей «Милостивой». В Свято-Духовском храме нашей обители, который построен в византийском стиле, мы украсили иконостас фризом, скопированным с того, что можно увидеть в Киккском монастыре.

— Храм Святого Духа до революции был таким же, как сегодня?
Иконостас в приделе Свято-Духова храма, посвященном сщмч. Владимиру Амбарцумову— По внешнему облику – да, внутри же это здание выглядело иначе. Это была монастырская богадельня с домовым храмом для немощных монахинь преклонных лет с кельями для сестер, исполняющих послушание в богадельне. При реставрации мы сделали церковью все помещение, на месте келий устроили придел, который освятили во имя священномученика Владимира Амбарцумова. В росписях придела отражена тема новомучеников, в частности – убиение праведников в Бутове.

— Священномученик Владимир – Ваш дедушка. А правда ли, что на его иконе можно увидеть и других Ваших родных?
Икона в приделе во имя священномученика Владимира Амбарцумова— Да. Мы написали икону священномученика с житием. На ней можно увидеть и моего отца – будущего протоиерея Глеба Каледу, а тогда – мальчика, духовного сына священномученика Владимира. Юный Глеб помогал отцу Владимиру – относил продукты семьям «лишенцев», родственники которых были арестованы и которые голодали, и мы видим его на клейме, повествующем об этой помощи. На другом клейме иконописец изобразил мою маму, дочь священномученика Владимира, – она присутствует при его аресте. Духовным отцом священномученика Владимира был преподобноисповедник Георгий Даниловский – мы видим на иконе и его. С его именем моя мама приняла монашеский постриг в конце своей жизни. Мама ездила к нему вместе со своим отцом и очень почитала отца Георгия. Когда его прославили в лике святых, братия Данилова монастыря прислала за мамой машину, чтобы она могла поехать, поклониться мощам своего духовного отца. Ей подарили иконку с частицей его мощей. За полтора года до кончины мамы нашу обитель посетил схиигумен Илий (Ноздрин) и благословил ее на монашество. Я стала думать, как ее назвать. Решение пришло скоро - как же еще, как не именем любимого святого мамы – она с ним разговаривала, как с живым, смотрела на его икону и рассказывала все свои скорби... Мы обратились к Святейшему Патриарху с прошением о монашеском постриге и с просьбой благословить совершить постриг наместнику Данилова монастыря. Удивительно, что прошение было подано в день последнего посещения Его Святейшеством нашей обители, 28 октября. За 40 дней до его блаженной кончины, и именно 5 декабря 2008 года, в день, когда Святейший наш Владыка отошел ко Господу, архимандрит Алексий совершил постриг в мантию рабы Божией Лидии с именем Георгия – здесь, в дедушкином приделе. Промыслительно, что в этот день много лет назад она приняла Таинство Крещения.. Потом мать Георгия рассказывала сестрам монастыря о том, как познакомилась со своим святым, как маленькой девочкой сидела у него на коленочках, как брала у него благословение...

Историческая справка

Исторический путь Зачатьевского монастыря был многотруден, как и вся история нашего Отечества. В 1377 году сестры святителя Алексия, митрополита Московского, в постриге принявшие имена Иулиания и Евпраксия, по благословению своего брата основали первый в Москве женский монастырь во имя преподобного Алексия, человека Божия.
В 1547 году, во время Большого Московского пожара, обитель полностью сгорела и, по велению царя Иоанна Грозного, была перенесена под защиту стен каменного Белого города, на место, где ныне находится Храм Христа Спасителя. На прежнем же месте, освященном молитвой поколений подвижниц, остались несколько сестер. Из этого корня на древнем месте вновь вырос монастырь. Его расцвет начался в правление благочестивого царя Федора Иоанновича, который по благословению Патриарха Иова построил в нем каменный храм во имя Зачатия Праведной Анны и сделал щедрые пожертвования для облегчения жизни монахинь. Интересно, что храм этот был устроен на дубовых сваях – на это указывают отпечатки, сохранившиеся на фундаменте. По этому храму монастырь стал именоваться Зачатьевским,
В 1925 году монастырь был закрыт, несколько лет спустя главный собор был взорван, храм Святого Духа перестроен до неузнаваемости. Возрождение древней святыни началось в 1991 году, когда при находящемся неподалеку храме Илии Пророка обыденного было создано сестричество во имя иконы Божией Матери «Милостивая». В 1993 году монастырь возвратили верующим. Его настоятельницей стала игумения Иулиания (Каледа). В 2001 году преподобные Иулиания и Евпраксия были прославлены в лике святых.

В храме Неопалимой Купины находится икона преподобных Иулиании и Евпраксии, выполненная в древней технике, именуемой литофания. Ее создала студентка Строгановского института. Контуры изображения вылеплены и накрыты тончайшей пластиной фарфора, через которую видны на просвет.

Беседовала Алина Сергейчук


Материалы по теме

Новости

Публикации

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Участники круглого стола «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства»
Участники круглого стола «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства»
Блаженнейший Митрополит Онуфрий
Участники круглого стола «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства»
Участники круглого стола «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства»
Блаженнейший Митрополит Онуфрий