Матушка Стефана (Бандура) – игумения Успенского Святогорского Зимненского ставропигиального монастыря Киевской епархии Украинской Православной Церкви.
Зимненский монастырь уютно расположился на Святых Холмах над речкой Луга возле села Зимно в нескольких километрах от города Владимир-Волынский на Волыни. Природа здесь поражает своей величественной красотой. Паломников встречают умиротворяющая тишина, покой и пение птиц.
Считается, что монастырь основал на этом месте святой князь Владимир – Креститель Руси. Древние Волынские предания свидетельствуют о том, что в 1001 году великий князь Владимир Святославич построил на высоком берегу реки Луги два храма – Успенский и Троицкий, а также зимний княжеский терем, от которого впоследствии пошло и название села.
В Богородичную церковь князь подарил свой семейный образ Божией Матери: молясь перед этой чудотворной святыней, люди и сейчас получают исцеления, особенно те, кто страдает плохим зрением. Интересно, что ныне при монастыре действует современный офтальмологический центр.
В 1991 году матушка Стефана, будучи монахиней Корецкого монастыря, вместе с еще одной инокиней была направлена восстанавливать из полной разрухи Зимненскую Святогорскую обитель. Впоследствии Господь судил ей стать игуменией этого монастыря.
Монастырь украшают пять храмов: соборный в честь Успения Пресвятой Богородицы, храм в честь святой Живоначальной Троицы, храмы во имя святителя Николая Чудотворца, праведной Иулиании, княжны Ольшанской, и пещерный храм, посвященный преподобному Варлааму Печерскому.
Сейчас в монастыре работают золототканная мастерская, пекарня и просфорня, есть скотный двор и фруктовый сад, что позволяет помогать нуждающимся, организовывать благотворительные обеды. При монастыре воспитываются дети из неблагополучных семей, действует лагерь для детей-сирот и летний оздоровительный лагерь для детей с зараженных радиацией территорий. Также построен паломнический комплекс с гостиницей, экскурсии проводят сами монахини.
Сестры обрабатывают 15 гектаров земли, имеют свои теплицы, мельницу и макаронный цех. А неземной цветущей красоте, которая царит на территории монастыря в теплое время года, могли бы позавидовать лучшие в мире ландшафтные дизайнеры. Но главное – в обители идет своя напряженная молитвенная жизнь с длительными службами в храме.
В селе Зимно с благословения почившего предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего митрополита Владимира были открыты музыкальные классы – в отреставрированном на средства Зимненского монастыря школьном помещении. Планируется реставрация зала для занятий танцами.
Для местной школы, что находится через дорогу от монастыря, игумения Стефана на средства обители приобрела музыкальные инструменты: два фортепиано (одно из них цифровое), баян за 6 тысяч гривен, который сама привезла из Киева, скрипки и свирели... Идеей матушки Стефаны было также создание школьного хора духовно-патриотической песни.
Все остальное о монастыре и о своей жизни матушка рассказала в интервью сайту Валаамской обители, которую она посетила зимой 2021 года вместе с наместником Киево-Печерской Лавры митрополитом Павлом.
Матушка Стефана, расскажите, пожалуйста, о себе, о вашем монастыре.
Наш монастырь находится на рубежах Западной Украины. Основателем Святогорской Зимненской обители был святой равноапостольный князь Владимир, поэтому она – одна из древнейших на Святой Руси.
Эта обитель была его личной зимней резиденцией, а потом здесь останавливались и другие киевские князья. Основана она в 1001 году. На освящение первого храма в честь Успения Божией Матери князь Владимир подарил чудотворную икону Богородицы, которой Константинопольский патриарх благословил их на венчание с царевной Анной. Божией милостью эта древняя чудотворная икона и в нынешнее время хранится в нашей обители.
Непростая была у нее история. Ее оберегали, прятали, вывозили. В тяжелые периоды запустения, когда монастырь был закрыт и уничтожен сначала татарами, а затем и католической властью, чудотворный образ хранился, что называется «под спудом». Но милостью Божией, когда в 1991 году наша обитель возродилась, Пресвятая Богородица в Своем чудном образе вновь вернулась сюда.
Сложные были времена. Мы пришли просто на руины. Казалось, человеческими силами невозможно восстановить утраченное и почти до основания разрушенное. Но сила Божия в немощи совершается (2 Кор. 12:9). И как 100 лет тому назад в 1893 году обитель была восстановлена [1], так она восстановилась и ныне.
Изначально это был мужской монастырь, и название у него было «пещерный», по тем удивительным монастырским пещерам, которые устроены по древним образцам Киево-Печерской лавры. Одним из самых известных наместников монастыря был святитель Новгородский Нифонт – постриженик Киево-Печерской лавры. В 1131 году именно из нашей обители он был избран на кафедру в Новгород Великий. Также в летописи сохранено сказание о том, что преподобный Варлаам, игумен Киево-Печерский († 1065), возвращаясь из Константинополя, по дороге заболел, остановился в нашей обители и здесь скончался. Несмотря на то, что его мощи по завещанию были перенесены в Киево-Печерскую лавру, он продолжает своим молитвенным предстательством оберегать монастырь.
Многое связывает нашу обитель с Лаврой. Было много братии, которая по послушанию приходила из нее в Зимненский монастырь.
В 1893 году, после восстановления, монастырь преобразовался в женский. В течение трех лет он был приписан к Корецкому женскому монастырю. Оттуда были присланы сестры. Далее на Синоде было решено дать обители самостоятельность со статусом второклассного монастыря. И вот в 1896 году Зимненская обитель получила статус независимого монастыря. А ровно через 100 лет в 1996 году получила статус ставропигии и с этого времени непосредственно подчиняется Предстоятелю Украинской Православной Церкви.
В 2001 году мы торжественно отпраздновали 1000-летие основания монастыря. Это празднование возглавлял светлой памяти блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир. В этом году, если даст Бог, будем праздновать 30-летие возрождения монашеской жизни и 1020 лет от основания обители. Вот таков краткий очерк нашей истории.
Жизнь продолжается... Господь посылает Свою милость, и лампада светится, молитва льется, обитель восстанавливается, духовно возрождается. Дай Бог, чтобы не угасала эта лампада веры, надежды и любви в нашем монастыре до скончания века.
Матушка, Вы воспитывались в православной семье?
Да, я воспитывалась в простой православной семье. В семье нас было четверо детей, все девочки. Родители нас воспитывали всех четверых одинаково: учили вере в Бога, учили молиться. Помню, мама нам в детстве не разрешала начинать кушать без молитвы. Прочитал «Отче наш» – садись, нет – сначала помолись Богу.
С самого детства я очень любила храм и богослужения. Очень любила петь. В 13 лет я уже пела на клиросе в приходском храме, и из-за этого у меня были проблемы в школе.
Господь призывает, и нужно успеть услышать этот призыв вовремя. Думаю, я еще в детстве его услышала. У меня с детства было горячее желание стать монахиней, хотя о существовании действующих женских обителей я ничего не знала. Как-то раз я была на престольном празднике в соседнем селе, в Крестовоздвиженской церкви, и встретила там женщину, которая мне рассказала, что ее дочка живет в монастыре. Таким образом, я узнала, что есть действующие монастыри. Учась в 8 классе, я загорелась желанием туда поехать.
Это какой был год?
1976 год. В том году впервые посетила Свято-Троицкий Корецкий женский монастырь на Ровенщине. Из монастыря возвращалась домой с твердым намерением: только в монастырь, только в монастырь.
Помню, когда приехала домой, то очень просила и молилась, чтобы Господь мне открыл, смогу ли я выдержать в монастыре или нет? С этим, очень важным для меня вопросом обратилась к почитаемому духовному пастырю, протоиерею Иоанну Хильчуку. На мой вопрос отец Иоанн ответил: «Хочешь в монастырь – иди, не сомневайся! А на свои силы вообще не надейся! С Божией помощью! Господь поможет, главное, чтобы было желание. Чувствуешь призыв – вот и иди».
На пути к монашеству моим духовным наставником был иеромонах Нифонт, насельник Троице-Сергиевой лавры, впоследствии митрополит Волынский и Луцкий. Он меня и благословил в монастырь иконой Божией Матери «Взыскание погибших».
И вот, 43 года назад, в 1978 году, на праздник Сретения Господня я приехала в Корецкий монастырь.
Сколько Вам тогда было лет?
В монастырь пришла в 17. А матушка игумения меня не принимает.
Почему?
По сложившимся на тот момент обстоятельствам в монастыре матушка игумения не могла меня принять. Я как паломница жила там неделю. Одна сестричка подошла ко мне и посоветовала отслужить святителю Николаю молебен с акафистом, и тогда все будет хорошо.
После Божественной литургии был отслужен молебен с акафистом святителю Николаю. Затем одна старшая монахиня Георгия, Царство ей Небесное, посоветовала: «А давай, ты напиши записочки с названиями действующих монастырей, положим за чудотворную икону “Споручница грешных”, и вот какую записочку на следующий день вытянешь, туда и поедешь».
Я говорю: «Матушка, у меня нет денег, потому что у меня были деньги на билет только в одну сторону». – «Да не переживай, мы тебе дадим». Написали записочки, я пришла на вечернюю службу в тот день, когда отслужили молебен. Подходит келейница игумении и говорит: «Иди, тебя матушка зовет». Я пришла, и игумения приняла меня; верю, что помог святитель Николай. С того времени я особо почитаю святителя Николая и всегда чувствую его помощь и защиту.
Через три года матушка направила меня на регентское отделение при Ленинградской Духовной академии. Обучалась там четыре года. Помню, когда в первый год приехала на рождественские каникулы… Наступила Рождественская ночная служба. Пришла я перед богослужением, прикладываюсь ко всем иконам в соборе. Подхожу к иконе «Зимненской» [2], прикладываюсь, и не знаю как – случайным образом зацепила лампаду, да так, что вся лампада сверху донизу вылилась мне на голову.
Для меня это была большая скорбь, потому что у меня больше не было другого головного убора. Проплакала всю эту службу. А ровно через десять лет меня направляют на возрождение Зимненского монастыря.
Монахиня Сергия, которая тогда на клиросе со мной пела, (она была насельницей Зимненской обители до его закрытия) вспомнила, как я тогда плакала. И когда меня уже направляли в 1991 году в село Зимно, она ко мне подходит и говорит: «От, бачишь (вот, видишь (укр.). – Ред.), а ты плакала, а Матерь Божия через свою икону «Зимненскую» тебя еще за десять лет помазала на игуменское послушание в Зимно». Таким образом, по Провидению и милости Божией я оказалась в Зимненском монастыре. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II игумения Наталия направила меня и еще одну сестру восстанавливать обитель.
Матушка, в каком состоянии находился Зимненский монастырь в 1991 году?
В монастыре были сплошные руины. До этого на территории монастыря находилась колхозная тракторная бригада, свалка мусора. Ни одного действующего храма. В главном Успенском соборе в Первую мировую войну была конюшня, а в советское время склад химикатов…
Действительно невозможное человеку возможно Богу! Чудесным образом Господь помогал нам через добрых людей. Было по-разному: и без еды, и без денег, но мы всегда верили в помощь Божию, и Господь нас никогда не оставлял Своей милостью. Но самое главное – это возродить духовность, Духом наполнить обитель, чтобы загорелась лампада молитвы и благочестия.
А древний устав вы возродили?
Мы еще в стадии возрождения, потому что ничего не сохранилось, архивных документов никаких не было, все сгорело. Потому устав и монастырские традиции мы позаимствовали из Корецкого монастыря.
Сколько у вас сестер?
У нас немногочисленный монастырь, кто-то уходит, кто-то приходит, кто-то умирает. И постоянно цифра колеблется от 30 до 40 сестер.
Сейчас меньше стало сестер приходить, чем в 90-е – в начале 2000-х?
Да, заметно меньше.
Думаю, потому что в 90-е годы, когда мы пришли, люди стремились к Церкви. Не было интернета, не было мобильных телефонов, люди открывали книги, читали жития святых, Евангелие, и это влекло их к Церкви.
Сейчас молодежь не хочет не то что в монашество идти, но даже брать на себя семейные обязательства. Семья, как и монашество, – это очень серьезная ответственность, как перед Богом, так и перед людьми. Но, к сожалению, многие живут эгоистически, только для себя…
Я считаю, что самое страшное сейчас – это неправильно используемый интернет. И хоть там есть много хорошего и полезного, но все мне позволительно, но не все на пользу (ср. 1 Кор. 6:12).
А у ваших сестер есть смартфоны и интернет?
Борюсь с этим. Очень строго отношусь. Но не всегда могу проконтролировать. Те, кто на должностных послушаниях, конечно, пользуются. Но можно же иметь простой телефон, чтобы позвонить, сообщение написать.
А интернетом пользуются те, кто в канцелярии, например, готовят книгу для печати, или альбом, или какие-то нужно поздравления сделать. Это же все на совести каждого. Но все равно у меня об этом болит сердце.
Помню, один раз мы беседовали с покойным Предстоятелем, Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром. Он часто к нам приезжал. Для нас, конечно, это всегда была милость Божия, счастье и очень большая поддержка. Блаженнейший был нам и духовный наставник, и милостивый отец, покровитель, «всё» для нашей обители и «всё» для всех.
Мы ходили с ним по монастырю, беседовали. Он говорил, что не то сейчас монашество и не то священство. Отмечал: «Вот выпускаются семинаристы, и все сразу хотят хороший приход, машину и квартиру. А ведь кому-то же нужно идти и на бедные приходы».
Владыка Павел сегодня вспоминал про старицу матушку Маргариту, игумению Покровского монастыря, Царство ей Небесное. Она как-то митрополиту Владимиру говорила: «Ваше Блаженство, что же это такое творится? Как же так дальше жить? Дашь замечание сестре, а она тебе в ответ: “Уйду из монастыря”. Мы, когда пришли в монастырь, боялись, чтобы не дай Бог игумения нас не выгнала, а сейчас все наоборот»…
Пессимистично, конечно, звучит. Так что же дальше делать?
Ну, что дальше делать? Надеяться на милость Божию, молиться больше. Всё в руках Господа. Какое общество – такое и монашество. Приехала я к батюшке в Белоруссию, рассказываю ему все, а он: «Матушка, а что же Вы хотите? Вы что, думали, что к Вам придут сестры из X века? Скажите спасибо, что они в XXI веке еще пришли в монастырь». Вот так нужно любовью все покрывать. Любовью, терпением, смирением игумении, наместника.
Наш Владыка в шутку называет себя «послушником ста игуменов».
Ваш Владыка духовно очень мудрый человек.
А Вы у себя в обители собираете духовный собор? Обсуждаете со старшими сестрами эту духовную ситуацию? Или в основном обсуждаете только зачисления и постриги?
Если есть какие-то проблемы или насущные вопросы, то, конечно, я обсуждаю с сестрами за трапезой. И всегда спрашиваю мудрого совета у нашего Блаженнейшего. Он для нас мудрый наставник, добрый и милостивый отец.
А бывает такое, что он не знает, как разрешить какие-то проблемы? Не финансовые, а именно духовные проблемы?
Нет, такого не бывает. Он всегда находит правильное решение на все мои вопросы. И я свято верю в его благословение, ибо Господь даровал ему великий дар рассуждения, глубокую мудрость и силу духа. В псалмах Царя Давида говорится: Положил помощь на сильного, вознесох избранного от людей моих (Пс. 88:20).
Можно сказать, что его жизнь сейчас – это настоящее исповедничество?
Да, несомненно.
В чем оно выражается?
В стоянии в вере непоколебимой и в чистоте Православия. В наше время выстоять, когда терзают и разрывают хитон Христов, – это великий подвиг, ибо ты не знаешь, останешься ли в живых, вернешься ли в келью.
Его непоколебимость, твердость в вере, ревность по Богу – это и есть настоящее исповедничество и его крестоношение. Блаженнейший не идет за временем, он не идет туда, где лучше, туда, где материальные блага и тому подобное. Он идет за Христом – смиренно, кротко и уверенно. А для нашей Церкви в нынешнее непростое время, время гонений, Блаженнейший митрополит Онуфрий – это просто дар небес! Спасибо Богу за это! Таков нам подобаше Архиерей (Евр. 7:26).
Говорят, что больше нет таких старцев, какими были отец Иоанн (Крестьянкин) и архимандрит Кирилл (Павлов). У вас на Украине тоже так?
В 80-х годах Господь сподобил меня встретить великого подвижника нашего времени. Когда я только пришла в монастырь, к нам из Житомирской епархии приезжал архимандрит Парфений (Невмержицкий). Он был полностью слеп, но имел дар прозорливости. С первой нашей встречи с ним он мне и предсказал мое игуменство, когда я была еще только новоначальной послушницей.
А сказал он мне так: «Шити, білити, їсти варити, ой що ж ти будешь робити? А дітей будешь мати богато». Через 13 лет и сбылось его пророчество, действительно, все нужно было начинать сначала.
В 2020 году синодом Украинской Православной Церкви архимандрит Парфений был причислен к лику святых. В Корецком женском монастыре обрели его мощи и готовят к прославлению.
Так как я являюсь членом комиссии по подготовке канонизации святых, то я, недостойная, еще и сподобилась поставить свою подпись в документе. Дивны дела Твои, Господи!
В 90-х годах Господь даровал мне великую милость трижды побывать у отца Иоанна Крестьянкина, а также у отца Николая Гурьянова на остове Залит. Никогда не забуду этих встреч и духовных бесед.
Отец Иоанн благословил меня на игуменское послушание и сказал, что с помощью Божией все будет у меня хорошо.
А на Украине, в Киево-Печерской лавре был ныне почивший 95-ти летний архимандрит Авраамий, великий подвижник нашего времени – духовник монастыря, наш земляк с Волыни.
И еще есть отец Захарий в лавре, к которому тоже приходит множество людей с разными просьбами и вопросами, и все получают мудрые советы и помощь.
В монастыре главное – послушание, и если нести его беспрекословно, то ты на истинном пути ко Христу, а если искать только прозорливых старцев, то можно и сбиться с пути.
Адам и Ева через непослушание потеряли Рай, а через послушание спасен весь мир. Иисус Христос был послушлив, даже до смерти, и смерти крестной (Фил. 2:8).
Когда Вы пришли в свой первый монастырь, в Корецкий, Вы не думали, что можете стать игуменией? Вообще возможно было тогда об этом даже подумать?
Нет. Когда впервые об этом услышала, то даже не поверила. Я просто шла в монастырь. Говорю это от сердца: я любила очень Бога и больше ни о чем не рассуждала. У меня даже и мысли не было, что я кем-то когда-то стану в монастыре. Шла к Божией Матери и к Богу, и все.
Помню, приехал ко мне мой отец, а со мной тогда жила еще монастырская сестра. И она спрашивает у моего отца: «Как Вы думаете, дядя Филипп, а если бы Вашу дочку направили бы куда-то игуменией?» А он говорит: «Да нет, ну что вы! Это несерьезно». То есть даже родители не допускали такой мысли.
Но пути Господни неисповедимы. Человек предполагает, а Бог располагает, и на все воля Божия. Я и по сей день не знаю, почему так произошло.
Матушка, как Вы считаете, у простых православных людей есть возможность, невзирая на сегодняшний мир, впитать истинный дух Православия, как это было, например, в XVIII, XIX веках? Ведь столько вокруг искушений: телевизор, интернет, соблазны, мир потребительства.
С Божией помощью все возможно. Нужно иметь духовных наставников. Во все времена были, есть и будут угодники Божии, ревнители благочестия, а если бы их не было, то, наверное, и мир уже не существовал бы. Да, сегодня непросто спасаться в этом поврежденном обществе, но если кто желает идти по пути спасения, то Господь обязательно поможет.
Вы наверняка общаетесь с игумениями других монастырей. Какие проблемы вы в основном обсуждаете?
На сегодняшний день, наверное, одна проблема у всех: в монастыри приходят люди уже «поврежденные». Дух сегодняшнего времени тяжелым отпечатком ложится на молодежь. Они как бы и стремятся к Богу, и хотят, но вместе с тем испытывают трудности и не выдерживают.
А бывает, что и по многу лет живут в монастыре, но потом все равно уходят. Что-то такое с ними происходит… Ведь враг не спит. Нужно очень сильно молиться. Думаю, виноваты технологии этого времени. В общем, нужно решать эту проблему не в отдельных монастырях, а в целом ставить вопрос на уровне всей Православной Церкви…
А сколько у вас длится искус перед монашеским постригом?
Когда мы начинали, то у нас был искус 3-5 лет, но сейчас я с этим не спешу и присматриваюсь к каждой сестре отдельно. Для каждой сестры свой срок испытания. Но раньше, чем исполнится 30 лет, не постригаем в монашество. В нынешнее время к этому нужно подходить очень осторожно.
Если какая-нибудь монахиня подходит к Вам и говорит: «Я хочу уйти из монастыря», Вы как-то пытаетесь ее увещевать?
Если она это говорит мне, то я, конечно, предпринимаю все меры, чтобы ее как-то остановить, убедить что она приняла неправильное решение – это не Божья воля, это не спасительно, и не надо искать другого, «более святого» места. Но обычно уходят без ведома…
Думать: «Здесь нет благодати, а там есть», – это ошибочно, от себя никуда не убежишь, и от своих страстей в том числе. Не место освящает человека, а человек место. Поэтому куда бы ты ни пошел, твои страсти пойдут за тобой.
Если удастся сестру остановить, значит, приобрела я душу ее. А если не удастся, то, может быть, Господь ее как-то все же помилует, не оставит. Очень тяжело это воспринимаю. И когда разговариваю с игумениями, то эта боль есть у всех матушек, наверное, и у всех наместников, эта боль для всех монастырей. Это как хоронишь человека и даже хуже. Но как сказано в Священном Писании: Всякое растение, которое не Отец мой Небесный насадил, искоренится (Мф. 15:13)...
Можете рассказать о подвижницах вашего монастыря? В чем состоял их подвиг?
Я хочу рассказать про одну матушку, которой уже нет в живых. Я верю, что она приобрела у Господа себе Царство Небесное. Была у нас монахиня по имени Лукия. Она была отроду инвалидом – маленькая, с горбиком. Всего-навсего у нас в монастыре прожила три года. Но сколько у нее было любви! Она просто дышала любовью ко всем.
Она пришла в монастырь и сказала: «Матушка, дайте мне какое-нибудь послушание». Я говорю: «Господь уже дал Вам послушание, несите его безропотно и спасетесь». – «Нет-нет, матушка, я должна трудиться как все сестры. Чтó Вы меня так искушаете…» Говорю ей: «Матушка, я Вас прошу, не надо Вам». Нет, она все равно пойдет на поле, положит под коленки полотенце и будет трудиться. И на кухню ходила, картошку чистила, себя не жалела, очень любила молиться, никогда не стонала, а у нее были очень сильные боли, но никто этого никогда не видел и не чувствовал.
Был такой момент, когда мы постригали ее в мантию, приехал батюшка с ее прихода, родные, и она была такая счастливая. Помню, как подходили, поздравляли ее, она всех обнимала. Я пошутила: «Матушка, Вы же уже монахиня, Вам нельзя». А она говорит: «Матушка, я такая счастливая! Да если бы я могла, то я бы весь мир обняла!»
Когда мы с покойным Блаженнейшим митрополитом Владимиром обходили монастырь, я ему говорю: «Ваше Блаженство, сестры хотят, чтобы Вы зашли к матушке Лукии, освятили келью». Мы зашли к ней в келью, потом Блаженнейший выходит и говорит: «Она вся светится! Вся светится».
А когда ее хоронили, множество людей пришли к ней на похороны, и все вспоминали ее любовь. Каждый думал, что она его больше всех любила, а оказалось, что она всех так любила.
Вот такая была подвижница.
Была у нас еще матушка-схимница Гавриила. Она была вывезена в Сибирь, много лет там прожила с 50-х годов. И когда мы только пришли в монастырь, она уже оттуда вернулась, пришла и первая попросилась к нам в обитель. Она несла послушание в алтаре много лет. Еще была швеей, шила церковные облачения, сестрам подрясники и рясы.
Себя никогда не щадила, была большой труженицей, любила всех сестер и всех их жалела. Все свободное время проводила в молитве и вышивала параманы. Когда она совершенно уже не могла ничего делать, то просила: «Поставьте мне машинку в келье, я возле кроватки сяду и буду шить то, что смогу…»
И когда хотели куда-то ее отвести, она говорила: «Нет-нет-нет. Пока я сама могу, не хочу никого утруждать». Я считаю, что это тоже великий подвиг. Она умирала у меня на руках. И когда ты видишь, что рядом с тобой есть такие сестры, то хочется подражать им.
А еще в монастыре жила моя родная мама – монахиня Ирина. Прожила в монастыре 19 лет. Она имела кроткий и смиренный нрав, в своей жизни никогда никого не осуждала, никогда! Она даже предвидела свою блаженную кончину. В Рождественскую ночь 7 января, после ночной Литургии, она причастилась Святых Христовых Таин и в 3 часа ночи мирно отошла ко Господу. Молилась за весь мир. Иисусову молитву читала всегда так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную и всех православных христиан». А еще она молилась по-украински: «Не дай Боже того пекла нікому, бо то ж біда те пекло, хай всі люди спасуться». Каждодневно она так молилась, за всех людей.
Царство им Небесное! Мне бы такую веру и такую любовь ко Христу, какую они имели.
Вы принимаете в монастырь всех, кто к Вам приходит?
В монастырь принимаем только по рекомендации – глубоко верующих, воцерковленных сестер. А таких, что далеки от Церкви, чтобы только просто пересидеть или от чего-то уйти – от мира, от проблем, – таких не принимаем.
Какими кардинальными особенностями отличается женское монашество от мужского?
Одним кардинально отличается – женское монашество не может совершать Божественную литургию, служить возле Престола, может только нести клиросное послушание – петь, читать. Но соблюдение устава, монашеское правило – все так же, как и в мужском монастыре.
У Вас, соответственно, белое духовенство совершает Литургию?
Да, четыре священника и диакон.
А мужчины трудятся у вас в монастыре?
Только строительством занимаются.
Трудников нет у вас, только рабочие?
Да, только рабочие.
Есть ли смысл всем сестрам вашей обители получать духовное образование?
Апостол Павел говорит: Знание надмевает, а любовь назидает. И дальше: Кто любит Бога, тому дано знание от Бога (1 Кор. 8:1, 3). Да, образование – это хорошо, но, думаю, что это не обязательно. Многие подвижники пустыни не имели образования, но они более всех принесли пользу и для своего спасения, и для многих поколений.
Ваши любимые книги? Что Вы любите читать?
Более всего люблю читать Евангелие и Апостольские послания. В этих книгах я нахожу ответы на все мои вопросы. Чем больше читаю, тем больше Господь что-то новое открывает.
И мне хочется пожелать всем, кто любит Бога, чтобы Священная книга – святое Евангелие стало для каждого верующего человека неотъемлемой частью жизни, ибо это уста нашего Господа, Который говорит: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14:6). А жизнь по Евангелию – это и есть живая проповедь о Христе, об Истине, о Правде!
А святоотеческие книги?
Люблю избранные наставления святителя Иоанна Златоуста… Забот очень много, не хватает времени, чтобы углубляться в более сложную святоотеческую литературу. Нужно и правило монашеское выполнить, и службы церковные не опускать, и поэтому, к сожалению, свободного времени у меня очень мало.
А на трапезе что у вас обычно читают?
Мы читаем или наставления святых отцов, или жития святых на каждый день по месяцеслову. И после трапезы читаем главу Евангелия.
Что Вы думаете по поводу сокращения монастырских служб из-за немощей сестер или паломников? Сейчас наблюдается такая тенденция.
Я категорически против сокращения служб. Помню, как-то я говорила со своим духовником архимандритом Богданом, насельником Почаевской лавры: «Батюшка, вот я стою в храме и сплю, такая немощь берет». А он мне ответил: «Ничего, хоть сплю, но на кораблю. Главное в церкви быть. Кто-то спит, кто-то дремлет, кто-то молится, а молитва общая к Небу идет». Да, но в храме можно же и присесть. А если начнем сокращать службы, то и силы Господь перестанет давать. А силы-то нам дает Господь!
Полунощница у вас в котором часу начинается?
В 6 часов утра. После полунощницы часы и Литургия. А 9-й час и вечерня – в 17:00.
У вас сестры обязательно присутствуют от полунощницы до конца Литургии?
Все сестры обязательно присутствуют на полунощнице и на Литургии, кроме тех, кто на неотложных послушаниях.
У вас кто-то за этим строго следит?
– Да, это обязанность благочинной, а когда она отсутствует, то приходится мне. Службы у нас не длинные. В 6 часов утра начало и в 8:15 уже заканчивается, не очень утомительно.
А отпуска есть у вас в монастыре?
У нас отпуск сестрам дается только на лечение.
Есть ли скит, где сестрам можно пожить, помолиться, отдохнуть?
Мы находимся на окраине села, так что нам и не обязательно иметь скит. У нас просторы, природа, речка рядом. Возле монастыря походишь, надышишься и отдохнешь. Мы же не в городе, поэтому нам и так хорошо, слава Богу за все!
А есть у Вас любимое место, куда Вы ездите помолиться?
У меня самое любимое место – это мой родной монастырь. Ведь здесь за 1000-летнию историю было много святых: святитель Стефан, епископ Владимир-Волынский, святитель Амфилохий, святитель Нифонт, епископ Новгородский, и многие другие подвижники, которые своими подвигами освятили это место, а также мученики, которые пострадали за веру и своей мученической кровью окропили эту землю.
В 2000 году собором архиереев Русской Православной Церкви причислена к лику святых Православной Церкви мученица Вера (Трукс). В 1910-х годах она была учительницей двухклассной школы при Зимненском монастыре, а впоследствии несла келейное послушание у священномученика Фаддея (Успенского), епископа Тверского.
Это святое место наполнено великою благодатью Божией.
А вообще я не любитель ездить, но я часто бываю по монастырскому послушанию в Киево-Печерской лавре, и очень люблю эту святую обитель, ведь там так много преподобных, хочется всегда им поклониться и помолиться.
На обратном пути заезжаю в Корецкий женский монастырь, где я изначально получила духовное воспитание, прожив там 13 лет. Чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Споручница грешных», под Покровом которого я проживала, меня всегда влечет к себе, и сестры все мне там родные.
[1] В 1682 году монастырь перешел к униатам и со временем перестал действовать. В 1795 году храмы бывшего монастыря были переданы православным в качестве приходских. В 1892 году на это место прибыли монахини Корецкого монастыря, монастырь был возобновлен и обращен в женский. – Ред.
[2] Чудотворная икона «Зимненская» в Первую мировую войну, в 1914 году была вывезена сестрами в Житомир на подворье обители. Последняя монахиня подворья передала икону в Корецкий женский монастырь в 1966 году, а в 1995 икона была возвращена в свою родную обитель в Зимно.
Публикуется в сокращении