«В жизни нашего монастыря многое глубоко символично»

Игумения Екатерина (Гаева)

Чудом своей жизни настоятельница Казанского женского монастыря в Ярославле игумения Екатерина (Гаева) считает то, что в годы работы в архитектурно-планировочной мастерской «Ярославгражданпроект» ей посчастливилось участвовать в работе с охранными зонами города. Потом она работала в отделе реконструкции исторической застройки при мэрии Ярославля – было собрано много материала, касающегося непосредственно и Казанского монастыря, занимавшего когда-то целый жилой квартал. Если люди ее спрашивали, можно ли им заключать договора на длительную аренду помещений (беспокойство вызывало – вдруг монастырь возродится?), она отвечала: «Ну что вы, какой монастырь? Тут монастыря никогда не будет». И разве не символично, что в 2006 году Господь поставил ее сюда настоятельницей возрождающейся обители? Наш разговор с матушкой мы начали с темы главной добродетели в монашеской жизни – послушания, которое, по учению оптинских старцев, монастырь делает монастырем.

От цветка на куче мусора к прекрасному саду Царицы Небесной

Матушка, живя в миру, Вы трудились в той сфере, где особо востребованы профессиональные знания и инициатива. Услышав Божий призыв, пошли в монастырь, а там главной христианской добродетелью является послушание. И каким было Ваше первое послушание? Как Вы его внутренне восприняли?

Одно из первых моих послушаний: на куче мусора развести цветы. Помню, как я выгребала этот мусор, где громоздились бутылки и битое стекло, гвозди, камни и шприцы в неимоверном количестве. Кто-то мне помогал... Когда же мы добрались до «материка», лопата постоянно упиралась в куски битого кирпича, асфальта, цемента. Но я совершенно не помню, где мы тогда взяли плодородную землю, ведь ее фактически не было в ограде монастыря. Другой негативный момент – солнце в тот темный уголок никогда не попадало. Посадив семена цветов, я тщательно поливала землю, и о, чудо – вырос один цветок! Вообще должна признаться, что первое время у меня возникал соблазн вмешаться в какие-то архитектурные подвижки, потому что матушка-настоятельница приглашала строителей, и я, имевшая соответствующее образование и определенный опыт, в каких-то малых формах могла бы поучаствовать. Да, соблазн был, а обиды на игумению Михаилу (Сафонову) не было. Более того! Я испытала настоящее блаженство от состояния полного отсечения своей воли. Всё делала за послушание.

Когда-то, по Вашему рассказу, в темном уголке вырос один-единственный цветок, а сегодня ученики православной Губернской гимназии имени святителя Игнатия (Брянчанинова), что находится в бывшем игуменском корпусе, выпускают фильмы об удивительных растениях монастырского сада – об этом прекрасном и уникальном цветочном царстве...

Мысленно я его называю садом Царицы Небесной. Ведь иначе никак не объяснить чудесное преображение скромного цветника в монастыре! С самого начала благоустройства монастыря мы каждую весну стали привозить пару машин плодородного грунта, поскольку земля здесь словно проваливается, и надо ее снова и снова поднимать. Старательно очищая от упомянутых «артефактов» клумбу за клумбой, засаживали их неприхотливой цветочной рассадой, и таким образом в ограде монастыря появился скромный цветник. Возможно, он бы и оставался скромным если бы не помощь свыше. Сестер, чтобы ухаживать за цветником, не хватало, наши насельницы не отличались здоровьем и способностями в цветочном деле. Что оставалось мне делать? Как-то самой справляться с помощью прихожан. И знаете, каждый раз, приступая к пересадке тюльпанов или к прополке сорняков, я взывала к Царице Небесной. И Она услышала мои просьбы, привела в обитель сестер, имеющих дар и понимание в уходе за цветами, и не только. Благодаря их усердию, старанию и превозмоганию всяких недугов сейчас у нас просто изобилие цветов – и знакомых, и диковинных! А я в который раз за свою монашескую жизнь увидела: стоит только «повопить» в Небо, но при этом исполнить всё, что в твоих силах, что от тебя зависит, и в результате непременно будет плод Послушания. Как награда самая дорогая! В виде цветка на месте, где раньше высилась куча мусора, или прекрасного ухоженного монастырского сада там, где прежде царила вся эта «мерзость запустения».

Помнится, в одной из бесед с корреспондентами Вы дали несколько необычное определение сегодняшней обители: «обитель немощных и незаменимых». Почему немощных, сказано выше. «Расшифруйте», пожалуйста, и вторую часть определения. Еще бы хотелось услышать, как, имея немалый опыт игуменства, Вы распределяете послушания. Что в первую очередь принимаете во внимание?

Сейчас в обители подвизаются 2 схимницы, 19 монахинь, 3 инокини и 3 насельницы (кандидатки в сестры). Со мной получается 28 сестер. Из тех, кто первыми сюда пришел в разруху, осталось только трое, так как в теперь уже далеком 2006 году большая часть сестер ушла с игуменией Михаилой в другую епархию. Но эти трое, наверное, самые верные, самые преданные этому святому месту, их дух передается другим, которые позже стали пополнять нашу сестринскую семью. Конечно, я переживаю за сестер ушедших, но я понимаю, что это тоже промыслительно: видимо, им было гораздо полезнее уйти, чем остаться. Городской монастырь предполагает массу искушений, коих нет в сельском или просто отдаленном от города монастыре. И здесь постепенно нарабатывается опыт друг друга тяготы носить, даже того не желая. У наших сестер в основном молитвенные послушания: чтение Псалтири, чтение акафиста перед святыней, сестринский сорокоуст.

Но есть и другие. К примеру, «за лавочкой» – так мы называем послушание в церковных лавках наших монастырских храмов. Общение с народом Божиим, наверное, можно считать одним из самых трудных послушаний, поскольку нередко приходят люди, совершенно далекие от представления, что такое Церковь, что такое молитва, и им как новоначальным нужно многое растолковывать, объяснять. Порою сестрам не хватает то ли решимости, то ли смелости в минуты зачастую трудного в духовном и моральном плане общения. В то же время я считаю, лучше не навредить и помягче разговаривать с теми, кто еще не смог вырваться из плена губительного для человеческой души атеистического мышления. Есть монастыри строго постящихся. Есть монастыри не спящих, где совершаются и ночные богослужения – сестры или братия молятся в ночные часы. У нас же монастырь немощных и незаменимых. Почему незаменимых? На протяжении многих лет сестры подвизаются на одних и тех же послушаниях. Как игумения я осознаю, что надо бы переставлять их, но удерживает то, что каждая сестра на своем месте и никто с ее послушанием лучше нее не справится.

Закваска владыки Михея, удивительного нашего современника

Возрождение разрушенного Казанского монастыря прочно связано с именем архиепископа Михея (Хархарова), возглавлявшего Ярославскую кафедру с 1993 по 2002 год. Каким Вам владыка запомнился?

Владыка Михей принадлежал к тем духовным лицам, которые не ходили по кабинетам, ничего не требовали, не выпрашивали. Он смиренно, спокойно молился, и всё получалось по его молитвам. Позже, когда я уже пришла в монастырь, владыка с нами много общался, хотя, признаюсь, я, вероятно, и половины не понимала из того, что он говорил (беседы с сестрами проходили в довольно поздние часы суток, иногда я даже дремала). Тем не менее его мудрые духовные слова животворящими зернышками, способными дать всходы, падали в душу – я внутренне утверждалась, утешалась его немногословными назиданиями. Когда уже после инсульта, после реабилитации владыку в инвалидной колясочке привозили в собор на службу, в душе была тихая радость. И еще мысли: «Какие он скорби претерпевает, но он всем улыбается, всем радуется, а ты со своими проблемами носишься! Надо его подвигом, его опытом укрепляться!» Когда к нам приходят новые сестры, я понимаю, что мне не хватает духовного опыта в их руководстве, но верю, что молитвами владыки Михея, который предстательствует за нас перед Богом, поддерживается монашеская жизнь в монастыре.

Нельзя обойти вниманием и тот факт, что постриг в инокини Наталии Гаевой был первым иноческим постригом в возрождающейся обители. К тому же Вы стали первой инокиней, которую после прославления святителя Агафангела, митрополита Ярославского, исповедника, нарекли именем в честь этого выдающегося иерарха Русской Православной Церкви XX века. Здесь тоже символика видна?

Признаться, для меня было полной неожиданностью не только наречение именем святителя, который почти 40-летним архипастырским правлением и исповедническим подвигом снискал общецерковное почитание, но и сам постриг. Вероятно, так открылось владыке Михею... Я еще только постигала «азы» послушничества, как «настигло» меня иночество. Мощи святителя Агафангела прибыли к нам совершенно чудесным образом. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II они были определены в Казанский женский монастырь (единственный монастырь на то время в центре Ярославля). Мне, послушнице, довелось их сопровождать в крытой «Газели». Я сидела на табуреточке рядом с гробиком, и такое чувство меня охватило, что не гроб мы сопровождаем, а живого человека. Это чувство присутствия в обители святителя не покидает меня и поныне... Всем, кто посещает наш монастырь и молитвенно обращается к святителю, мы стараемся рассказать, что Ярославскую кафедру митрополит Агафангел возглавил в феврале 1914 года, за считанные месяцы до Первой мировой войны, и для него этот последний период его служения стал подвигом. В первую очередь беседуем об этом с детьми и подростками. Водим их в созданный нами с любовью монастырский музей, в экспозиции которого находятся копии документов, фотографии писем Святителя Агафангела, а также его личные вещи.

Кроме того, в Казанском соборе монастыря находится экспозиция, посвященная памяти архиепископа Михея, где представлены вещи владыки, награды, фотографии, по которым можно проследить его жизненный путь. Путь человека, родившегося в 1921 году и в неполные двадцать два года участвовавшего в операции по снятию блокады Ленинграда (за что он был награжден одноименной медалью). Среди его вещей всегда лежали Евангелие и молитвослов... Демобилизовавшись из армии в 1946 году, Александр Хархаров приехал в Загорск к отцу Гурию, который являлся в то время наместником Троице-Сергиевой лавры. Фронтовик Александр стал послушником. Вообще мы называем наш музей «машиной времени», позволяющей побывать в разных эпохах. Включая ту эпоху, когда в начале XVII века наша обитель создавалась.

А когда вы впервые прикоснулись к богатейшей истории древнего Казанского монастыря?

Пришла я сюда, прочитав в газете заметку о переданном владыкой Михеем списке 1881 года с чудотворного образа Казанской (Ярославской) иконы Божией Матери, обретенного в 1588 году. Из летописи основания Казанской обители известно, что, когда поляки в апреле 1609 года осаждали Ярославль, Пречистая Матерь явилась в видении диакону Крестовоздвиженской церкви Елеазару, молившемуся перед чудотворной иконой о спасении Ярославля. При этом Заступница Небесная открыла Свою святую волю: построить храм в честь этого Ее Казанского образа и «изрекла с надежным упованием: яко им буду воспоможением Своим невидимо твердыня и стена, паче всякия ограды и оружия от супротивных супостат…» Через 24 дня осада была снята – «супротивные супостаты» отступили от города. Благодарные ярославцы построили храм, и при нем образовалась обитель, где поселились инокини из сожженного врагами Рождественского монастыря. Столько поколений молилось перед этим чудотворным образом, однако в 1925 году он бесследно пропал! К счастью, сохранился список, сделанный сестрами монастыря в 1881 году.

Известно, как он попал к владыке Михею?

Сохранила список, тоже спустя время прославившийся в обители чудотворениями, жительница Ярославля Екатерина Бакаева. Раба Божия Екатерина и отдала владыке эту святыню, причем задолго до его архиерейства... Он хранил ее у себя, на протяжении 9 лет это была его келейная икона. Мне думается, старец заранее знал, провидел, что Казанский монастырь будет открыт, и вскоре после открытия передал икону обители.

Какое впечатление на Вас, мирского человека, находившегося на ответственной работе, произвела святыня?

Когда я первый раз пришла на нее посмотреть, в душе, может быть, еще не возникло сильного отклика – просто состоялось знакомство с ней. Но когда я отправилась с намерением осуществить благословение быть при монастыре – познакомиться с игуменией и вообще с монашеской жизнью, такой отклик почувствовала! Перед «Осенней Казанской», 3 ноября, я отправилась на вечерню. До этого в голове крутилась мысль: пойду именно в этот день! (Будто от меня всё зависело, а не от Матери Божией, Которая меня призывала в храм именно в этот день). Зашла в Сретенскую церковь, а народу битком набито! Но не это меня поразило. Мне показалось, что икона находится над всеми людьми, и она смотрит на меня. Я не понимала: как такое может быть? Ведь икона лежит на аналое. Я так ясно почувствовала, что она живая и что Матерь Божия меня приветила, дала Свое благословение!

Жизнь жительствует

В наши дни многие жители Ярославля и гости древнего города любуются храмами на территории обители. Наверное, очень трудным был бой за их возвращение Церкви?

В главном монастырском храме, Казанском, располагался областной архив. В Покровском зимнем храме находился планетарий, который пользовался у горожан невероятно большой популярностью. А Сретенский домовый храм был переоборудован под кинотеатр. Да, бой был трудным, но в итоге архив перевели в Рыбинск. Для планетария к 1000-летию города и 400-летию монастыря построили новое здание, которое, как утверждает один из известных журналов, вошло в десятку самых красивых – в плане архитектурного решения и исполнения – планетариев мира. Вот только в храме Покрова Пресвятой Богородицы еще оставался провинциальный колледж, и в алтаре стояли парты. Состояние здания было крайне запущенным. Через дыру в кровле попадал снег, попадали дождевые воды. Стены обклеивали обоями, но обои быстро отваливались. Наконец-то, видимо из-за аварийной ситуации здания, в 2011 году было принято решение передать монастырю и эту церковь. Если же в целом брать сегодняшний день, можно сказать, что все храмы обители восстановлены, проведено благоустройство территории, восстановлены келейные корпуса и предстоит восстановление разрушенной богадельни, в которой ныне проводятся консервационные противоаварийные работы.

Большое внимание привлекали «сводки» о росписях в соборе. Вот одна из первых: «Ярославские художники завершили роспись 12-метровых столпов. Восстанавливать сюжеты и красочный слой пришлось буквально с нуля». Затем...

Затем художники стали расписывать южную стену. Всё осуществлялось четко по утвержденному ранее проекту, при разработке которого учитывались сохранившиеся дореволюционные фотографии внутреннего убранства соборного храма, а также исторические документы, содержащие описание мотивов живописи. (чудом сохранились только фрески купольной части Казанского собора, полностью расписанного в 40-х годах XIX века артелью Тимофея Медведева – незаурядного русского человека, из крепостных, «живописных дел мастера», как он сам представлялся). А в Покровском храме, где прежде был планетарий, под четырнадцатью слоями масляной краски тоже чудесным образом – по всей площади сводов и частично на стенах – сохранились росписи XIX века. Специалисты Ярославской художественной мастерской «Реставратор» проводят сейчас кропотливую работу, буквально по миллиметрам снимая поздние наслоения.

Из века в век ярко, наглядно, волнующе подтверждаются слова Господа, приведенные апостолом Павлов в его послании к Коринфянам: «Сила Моя совершается в немощи» (2 Кор.12:9). Их глубокий смысл можно увидеть, знакомясь и с жизнью вашего монастыря, где много всего замечательного, приносящего пользу людским душам появилось в наше время. Расскажите, пожалуйста, вкратце об этом.

Очень насыщена у нас программа социально-просветительского центра имени святителя Агафангела (Преображенского), в которую, помимо самых разных направлений, входит и такое, востребованное жизнью: встречи монастырской группы «Свеча» с родственниками людей, зависимых от наркотических и психоактивных веществ. Социальная служба, созданная при обители, помогает многодетным, малоимущим семьям, пожилым людям и инвалидам. В бывшем игуменском корпусе, как я уже говорила, расположилась православная Губернская гимназия имени святителя Игнатия (Брянчанинова), и сестры обители опекают юных гимназистов. Сретенский храм служит для гимназии домовым храмом – в нем проходит литургическая жизнь не только преподавателей и учеников, но и родителей. Есть при монастыре воскресная школа. И, конечно, магнитом, центром притяжения для многих стал монастырский музей с его ценными в историческом плане экспонатами.

***

Еще немного о символичных событиях. 17 июля 1998 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о возрождении Казанского женского монастыря в Ярославле. То есть ровно восемьдесят лет прошло с момента той страшной трагедии в Екатеринбурге, когда в Ипатьевском доме были расстреляны последний российский император Николай II и члены его семьи, а в это самое время в другом уголке Отечества большевики пытались стереть с лица земли Ярославль. Город расстреливали в упор, подвергали его бомбардировкам. Казанскому монастырю тоже досталось, столько разрушений претерпел! Но в третьем тысячелетии обитель возродилась, и летом прошлого года она отметила 25-летие возобновления монашеской жизни. Великим постом в тот недавний, памятный многим юбилей, состоялся постриг пяти насельниц: четыре были пострижены в мантию с именами Великих княжон – Ольги, Марии, Татианы и Анастасии, пятая – в иночество и была названа Алексией в честь Цесаревича Алексия.

Беседовала Нина Ставицкая
Фото: Владимир Ходаков
Также снимки предоставлены Казанским монастырем
и пресс-службой Ярославской епархии

Материалы по теме

Новости

Публикации

Игумения Екатерина (Гаева)
Круглый стол Ярославской епархии в рамках регионального этапа Международных Рождественских чтений
Игумения Екатерина (Гаева)
Круглый стол Ярославской епархии в рамках регионального этапа Международных Рождественских чтений

Монастыри

Казанский женский монастырь г. Ярославля
Ярославль, Первомайская улица, 19А
Казанский женский монастырь г. Ярославля
Ярославль, Первомайская улица, 19А

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Марфо-Мариинская обитель милосердия
Успенский нижнеломовский женский монастырь