Мы трудимся ради Бога и Царствия Небесного

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)

Проповедь настоятеля храма Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясенево (Московского подворья Оптиной пустыни) в день памяти преподобного Амвросия Оптинского

Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры! От лица отца наместника и всей нашей братии сердечно поздравляем всех вас с нашим престольным праздником, с великим праздником этой святой обители – днем памяти преподобного и богоносного отца нашего Амвросия старца Оптинского и всея России чудотворца.

В этот день каждый из нас, подходя к мощам преподобного Амвросия, пусть вспомнит его житие, его наставления, о чем старец отец Иоанн (Крестьянкин) сказал: «Читайте труды, писания и жития преподобных Оптинских старцев, в них вы найдете ответы на все ваши житейские вопросы».

Однажды я подошел к нашим богомудрым отцам и спросил: «А с чем чаще всего приезжают люди в обитель, с какими вопросами и с какими проблемами». И каждый из священников, к которым я приходил и спрашивал, сказал что-то свое. Один сказал: «Господь в Евангелии нам говорит: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11:28–29). А сейчас от Христа никто учиться не хочет – ни кротости, ни смирению, а каждый руководствуется своим умом. Сначала натворит дел, потом впадет в какую-нибудь историю, а батюшка-духовник давай это всё разгребай. И мы не слышим слова преподобного Амвросия старца Оптинского, который говорит нам: “Своя воля и учит и мучит; сначала помучит, а потом чему-нибудь научит”».

Поэтому всегда надо свою волю, свои желания, свои хотения соизмерять с Евангелием, со Словом Божиим. А пример в этом нам показал наш Господь, когда молился о Чаше, чтобы она минула Его, но закончил словами: …но не чего Я хочу, а чего Ты (Мк. 14:36).

Почему у нас в жизни многое не получается по-нашему? Хотим, чтобы наша жизнь устроилась так-то, так-то и так-то. Планируем, фантазируем. И большей частью ничего не складывается. А почему? – Потому что не слышим слов святых отцов, которые говорили: «Не имей своей воли, и всегда будет исполняться твоя воля». Что это значит? – Что мы должны верить Богу, что те жизненные обстоятельства, в которых находимся мы, посланы для нашего спасения и для какой-то духовной пользы. Только надо потерпеть эти жизненные обстоятельства без ропота, без уныния, без желания побыстрее избавиться от этого жизненного креста.

И опять же надо помнить слова преподобного Амвросия, который в 37 лет стал инвалидом, так что не смог больше после рукоположения, которое совершилось в Калуге, совершать богослужения, и до 79-ти лет  протянул свой жизненный крест. Но протянул его так… (а о себе он говорил: «я человек умирающий»), что он сам радовал других. Чем? Хотя он и лежал большей частью на одре расслабленный, но духом был бодр, не был никогда унылым, не был никогда плачущим, но всегда был радостным, любвеобильным, так что сам утешал других людей, которые от него уходили окрыленными. И он часто повторял: «Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, так потерплю же и я».

Мы не можем изменить наши с вами жизненные обстоятельства, которые не зависят от нас, но мы можем изменить отношение к этим обстоятельствам, когда будем за всё благодарить Бога. Мы недавно праздновали память святого апостола Иакова, который нам говорит: С великой радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка (Иак. 1:2–4).

И нам святые отцы сказали, что если бы не было искушений, не было бы и святых. То есть мы в своих жизненных обстоятельствах ставимся перед выбором между добром и злом, и когда человек постоянно выбирает добро, он шаг за шагом возрастает в Господе.

И каждый из нас что-то для себя назидательного из слов преподобного должен вынести, вобрать в свой ум и в свое сердце.

Мы слышали Апостольское послание: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (1 Кор. 13:4–8). …Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22–23). У многих людей еще только начинается жизнь, но каждый из них уже хочет, чтобы всё было только так, как он хочет. Но так в жизни не бывает.

…Оглянемся назад, на свою жизнь. Статистика показывает, что …в России на 187 тысяч браков 142 тысячи разводов. Почему? Да потому что никто не живет Богом, никто не хочет уступать, никто не хочет смиряться, забывая слова преподобного Амвросия старца Оптинского: «Тот, кто уступает, тот приобретает». И не надо бояться, что «сядут на голову».

«А почему я всё должна делать?» «Почему они  такие?» «Почему всё я, я и я?» Это везде. И в монастыре, и в семье, и на работе. «Что, только я одна буду пахать, а все остальные будут смотреть?» – Да, только одна ты будешь пахать. Но и одна ты получишь венцы за это. Почему? Потому что щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Потому что мы трудимся ради чего? – Ради Бога и ради Царствия Небесного.

Старец Амвросий учил нас: «Где просто, там ангелов со сто; а где мудрено – там ни одного». А мы всё мудрим. Человек обойдет всех:  у этого священника спросит, у того спросит. А что спросит? – Благословения, чтобы исполнить свою волю. А не так, как в Писании. Слышишь, читаешь слова, – и исполняй их. Подошел к духовнику, – не надо закручивать-выкручивать, скажи просто: так сделать или так? Сказали: да или нет, и всё – делай так, как сказали, если спрашиваешь благословения.

Никто для тебя нового Евангелия не откроет. Мы слышим Евангелие, но никто его не исполняет. Старец Амвросий говорил: «Как восток отстоит от запада, так и наши дела отстоят от наших слов». Мы много чего говорим, а мало в своей жизни делаем.

А есть ли какой выход из этого положения, из этой ситуации, в которой мы большей частью все находимся? Безусловно, есть! Любить Храм Божий, любить Священное Писание, в котором видим и узнаем волю Божию, читать хотя бы понемногу святых отцов, часто исповедоваться, причащаться, дома любить молитву, когда каждый дом становится Храмом Божиим, в котором возносятся молитвы к Богу. И любить заветы, правила, творения Оптинских старцев, жить их духом. Старец Варсонофий Оптинский сказал: «Пребывание в Оптиной Пустыни есть величайшая милость Божия, которой еще надо сподобиться, живя соответственно заветам великих Оптинских старцев».

И всем вам, возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры, от всей души желаем, чтобы эти наши оптинские праздники каждому из нас послужили вдохновением в нашей духовной жизни. Послужили каждому из нас началом  духовных шагов – и, самое главное, к чему? – к терпению, к смирению, к молитве, к осознанию своей греховности, что мы лучшего и недостойны. А за то малое, что в нашей жизни случается доброго, –  искренно благодарить Бога от всей души и со слезами. Именно этому нас учит св. Иоанн Златоуст: «Благодари Бога за радость, и радости сохранятся. Благодари Бога за скорби, и скорби минуют. Благодари Бога за всё!»

Молитвами преподобного и богоносного отца нашего Амвросия старца Оптинского и всея России чудотворца да дарует милосердный Господь каждому из нас некогда, в день оный услышать блаженный глас Христа Спасителя: Добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость Господина твоего (Мф. 25:23). Аминь.

Материалы по теме

Новости

Публикации

Доклады

Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Марфо-Мариинская обитель милосердия
Константино-Еленинский женский монастырь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Макарьева пустынь
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь