Троицкий собор

Данилов ставропигиальный мужской монастырь

В День Святой Троицы престольный праздник отмечает Данилов ставропигиальный мужской монастырь Москвы. Троицкий собор обители, построенный в 30-х годах XIX века по проекту выдающегося архитектора Осипа Бове, является духовным и архитектурным центром монастыря. Здесь совершает богослужения Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, в соборе находятся многочисленные частицы мощей чтимых святых, чудотворные иконы. Предлагаем посетителям сайта познакомиться с историей Троицкого собора Данилова монастыря, первой московской обители, возвращенной Русской Православной Церкви после периода гонений

XIX век был для Данилова монастыря временем роста и развития. В начале 1833 года выдающийся церковный иерарх, ныне причисленный к лику святых, митрополит Московский святитель Филарет (Дроздов) выдал монастырю храмозданную грамоту на возведение нового теплого собора. Через пять лет – 13 сентября 1838 года  Владыка освятил главный Престол собора в честь Троицы Живоначальной. В том же году были освящены два придела: во имя Прп. Алексия, человека Божия, (южный) и в честь Зачатия святою праведною Анною Пресвятой Богородицы (северный). Собор был построен по проекту архитектора Осипа Ивановича Бове на средства благотворителей монастыря московских дворян-купцов братьев Константина, Валентина и Александра Куманиных и почетных граждан Вукола, Андрея и Петра Шестовых. Существует предположение, что сам Бове руководил строительством только на его начальном этапе, а заканчивалось оно под надзором двух его младших братьев – Михаила и Александра, которые в качестве архитекторских помощников работали с Осипом Ивановичем в последние годы его жизни и после его смерти, в 1834 году, вели некоторые его дела. (Тот факт, что Осип Иванович скончался в 1834 году, а собор был освящен в 1838 году, явился основанием для некоторых исследователей считать, что собор проектировал и строил другой выдающийся архитектор Евграф Дмитриевич Тюрин).

Троицкий храм выдержан в стиле позднего классицизма (ампира). Объемная композиция сооружения отличается величественной монументальностью. Мощный приземистый четверик, близкий в плане к квадрату, увенчан сферическим куполом на широком цилиндрическом световом барабане. Восемь окон барабана декорированы наличничками в виде двухколонных портиков. Глухой барабан над куполом служил основанием для шлемовидной главки с восьмиконечным крестом. Медные крест и глава храма были вызолочены через огонь, круглый купол над серединой храма покрыт красной листовой медью.

С востока к четверику основного объема примыкала полуциркульная апсида, на которой написано изображение Пресвятой Троицы полуиконным письмом с золотом, повторяющее прославленный образ преподобного Андрея Рублева. С запада, севера и юга одномаршевые гранитные лестницы вели к портикам, украшенным массивными белокаменными колоннами дорического ордера, но уже в конце XIX века архимандрит Дионисий писал: «Так как северная и южная двери храма заложены наглухо, то и снаружи у них помосты со ступенями уничтожены; стены храма снаружи оштукатурены и окрашены краскою на воде».

В основе планировочной структуры храма лежит крестово-купольная композиция, известная по многим образцам христианской архитектуры: четыре массивных столпа, сложной конфигурации в плане, с перекинутыми между ними арками несут на себе массивный световой барабан и купол. Внутри храма доминирует грандиозное подкупольное пространство, но приставленные к столбам пилоны придают некоторую обособленность продольным пространствам каждого придела.

В решении объемно-пространственной композиции Троицкого собора была предусмотрена его двоякая роль в общей объемно-планировочной структуре монастыря: приземистый объем четверика с его гладкими, декорированными дорическими портиками фасадами, по пропорциям и художественному образу оказался согласованным с габаритами, пропорциями и обликом Настоятельского и Больничного корпусов. И в то же время вертикальное завершение его объема в виде высоко поднятого на круглом барабане купола с фонариком, поддерживающим главку, явилось новой вертикальной доминантой в силуэте монастыря, уравновешивающей вознесенный кверху объем храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов и колокольни над Святыми вратами.

При строгой классической ясности объемного решения и лаконичности декоративного убранства фасада собор отличался великолепием и роскошью интерьеров, богатством внутренней отделки и церковной утвари. Главный иконостас решен в виде триумфальной арки, северный и южный приделы – в виде ротонд с полусферическими куполами. В оформлении интерьера были использованы многие элементы архитектурной декорации, которые употреблялись в то время. Колонны ионического ордера с облицовкой из искусственного мрамора придавали собору торжественный вид. Капители колонн и карнизы украшены пышной лепниной с иониками (ионики – рельефный орнамент, представляющий ряд срезанных сверху яйцеобразных элементов, чередующихся со стрельчатыми листьями, широко применялась в капителях и карнизах ионического ордера). Иконостасы и киоты, в которых сочетались белый фон и резные позолоченные накладки; напрестольные сени в виде ротонд дополняли великолепное убранство храма. Вся богослужебная утварь – высокой художественной работы, серебряная, позолоченная, украшенная эмалью; престол и жертвенники покрыты парчой. Пол выложен желтым мрамором, каждый придел – своим особым узором.

Для отопления собора в подвальном помещении были устроены духовые печи, которые в 1896 году были заменены на водяное отопление.

В течение 1895–1898 годов на средства Елены Никитичны Феоктистовой была произведена промывка всех внутренних стен храма, возобновлена живопись. Были прочищены и вновь вызолочены иконостасы. На пожертвования Елизаветы Семеновны Ляминой – позолочены и посеребрены Евангелия, кресты, подсвечники и паникадила.

19 октября 1929 года Троицкий собор был закрыт и передан учреждению «Союзхлеб» под склад муки. В течение нескольких месяцев из собора были вывезены три иконостаса общей площадью двести пятьдесят квадратных метров (по цене один рубль за один квадратный метр!), двадцать пять тонн «лома цветного металла» и четырнадцать ящиков «парчовых изделий» – так именовали светские власти богослужебные священнические облачения, напрестольные одежды и пелены. О судьбе икон из Троицкого собора сведений нет. В Музейный фонд, куда поступали самые ценные в художественном отношении произведения церковного искусства, были переданы лишь три иконы, в том числе образ Пресвятой Троицы XVII века в вызолоченном окладе с камнями и образ святого благоверного князя Даниила начала XIX столетия.

В 1931 году в монастыре разместился спецприемник для детей. Здание Троицкого собора, как и другие сооружения монастыря, сильно пострадало от перестройки, его варварски приспосабливали к бытовым и производственным нуждам. Он выглядел как храм только с внешней стороны, внутри же был разделен на два этажа, были прорублены дополнительные оконные проемы. В соборе разместили столовую, красный уголок и клуб. Из амвона сделали сцену, в алтаре повесили экран, на месте жертвенника (единственного места, где сохранилась настенная живопись «Снятие Господа со Креста») – туалет. Оскверненная и поруганная обитель стала воистину «холодным домом», из которого временные жильцы мечтали вырваться как можно скорее. В 1960-е годы порядки в приемнике изменились к лучшему. Штат надзирателей был заменен воспитателями, карцеры упразднены. Ввели нормальную систему обучения. На рубеже 1970–1980-х годов здания монастырского комплекса, простоявшие полвека без капитального ремонта, пришли в ветхость.

troickii sobor 01s

После освобождения здания храма от чужеродных наслоений фактически остался кирпичный остов, который требовал огромных трудов по реставрации. В процессе работ были восстановлены белокаменные портики и лестницы на южном и северном фасадах храма, которые были убраны еще в XIX веке. Усилиями архитекторов, мастеров различных специальностей и братии монастыря собору был возвращен его прежний облик. В первоначальном виде были восстановлены малый купол, крест, оконные и дверные проемы, карнизы, белокаменный цоколь и другие утраченные детали.

Но особенно сложные, требовавшие высокой квалификации, работы были проведены в интерьере. От внутреннего убранства храма сохранились лишь фрагменты, но именно они, вместе с обнаруженными в Центральном государственном архиве древних актов проектными чертежами О.И. Бове, позволили воссоздать интерьер собора в виде, близком первоначальному. Так, были восстановлены все лепные украшения сложного рисунка, ансамбль настенной росписи. Работы по восстановлению живописного убранства делились на два вида: реставрация сохранившейся росписи и написание вновь утраченных сюжетных композиций и орнаментальных вставок. В процессе новейшей реставрации были восстановлены все живописные композиции. Частично сохранившаяся стенопись задала тон общей росписи. Не менее сложными были работы по воссозданию деревянной позолоченной резьбы иконостасов, киотов, напрестольных сеней в виде ротонд.

По всему периметру собора на уровне капителей колонн был протянут лепной декор изящной, богатой по содержанию рисунка лентой. В росписях на потолке и в «глухих» люнетах (арочный проем в своде или стене, ограниченный снизу горизонтально) по всему периметру собора представлены библейские сюжеты.

Живописное убранство храма было бы неполным без икон, размещаемых на стенах и в иконостасах. Часть из них были реставрированы, а другие написаны вновь. Многие иконы были принесены Данилову монастырю в дар. Иконы для иконостасов Троицкого собора выполнены живописцами во главе с насельником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандритом Николаем (Самсоновым). Художественное решение этих иконостасов обусловлено архитектурой храма, сооруженного в стиле классицизма.

Благодаря нерасчлененной поверхности стен и единообразию архитектурных деталей внешний вид храма производит строгое, цельное впечатление. Интерьер же поражает великолепием декоративного убранства, в котором гармонично сочетаются живопись, лепнина и золоченая резьба по дереву. Благолепие интерьера довершается мраморной отделкой пола, стен и ступеней амвона.

27 апреля 1986 года, всего лишь через три года после начала восстановительных работ, был совершен чин освящения Троицкого собора. Как и в прежние годы, он является духовным и архитектурным центром Данилова монастыря.

Престольный праздник отмечается на 50-й день после Пасхи в день Святой Живоначальной Троицы. В этот день в православных храмах совершается одна из наиболее торжественных и красивых служб в году.

 

Наталия Шапошникова


Материалы по теме

Публикации

Протоиерей Михаил Дудко
Протоиерей Михаил Дудко

Монастыри

Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Москва, улица Даниловский Вал, 22с17
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Москва, улица Даниловский Вал, 22с17

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Макарьева пустынь
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Суздальский Свято-Покровский женский монастырь
Константино-Еленинский женский монастырь