В сердце заповедной Тавриды

Монастырь во имя святого великомученика Феодора Стратилата

21 июня Церковь чтит память покровителя православного воинства Феодора Стратилата, принявшего мученическую смерть за исповедование христианства в 319 году при нечестивом римском императоре Люцинии. В этот день пещерный мужской монастырь во имя святого великомученика Феодора Стратилата, расположенный в горном Крыму (Бахчисарайский район), отмечает свой престольный праздник. Обитель также  называют на татарский манер Челтер-Мармара (Пещера-Решетка) – из-за того,  что кельи и хозяйственные помещения расположены в горизонтальных пещерах, уходящих внутрь огромной отвесной скалы. Эта гигантская масса осадочных пород над головами насельников напоминает им о том, что их земное бытие может оборваться в самый неожиданный миг.

Путь в монастырь начинается из небольшого селения, расположенного в живописной долине, дальше которой автотранспорт не ходит. Где-то около получаса мы поднимаемся вверх довольно крутой и длинной тропой, проложенной среди светлого лиственного леса. Нас без малого 40 человек – паломники из Запорожской епархии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Встречают нас в монастыре хотя и приветливо, но достаточно сдержанно. Оно и понятно: ради уединенных молитвенных трудов пятеро насельников удалились от мира как можно дальше, а тут миряне не в дни праздника, а в обычный будний день появляются у них, не скрывая своего любопытства. Тем не менее наместник монастыря иеромонах Даниил (Лавров) уделил нам время.

вид со звонницы

– Наш монастырь возобновлен двенадцать лет назад, – стал рассказывать отец Даниил. – Все его постройки возведены руками братии. Церковные историки считают, что монашеская жизнь в этих пещерах началась в III-м, а то и в I-м веке христианской эры. Светские ученые датируют основание нашей обители VI-XI веками. Лично я больше доверяю церковным историкам.

По словам отца- наместника, никаких принципиальных отличий вверенной его попечению обители от других православных пустыней нет. Главное для братии (два иеромонаха, три послушника и один приходящий чтец) – это служба Богу по церковному уставу и непрестанный молитвенный труд во спасение душ как самих братьев-отшельников, так и тех людей, за которых они просят Господа. У каждого из насельников – непременное келейное правило. Литургия служится три-четыре раза в неделю.   

– Может быть, сама здешняя обстановка благоприятствует сосредоточенной молитве. Тут дивная тишина и покой, – продолжает отец Даниил. – Обслуживаем себя  сами – готовим трапезу, стираем, поддерживаем чистоту. Все, что не можем смастерить на месте, тащим на себе снизу. А однажды, на праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла, во время Литургии вдруг слышим, как снизу идут к нам сюда наверх какие-то странные звуки: «Ух-ух, ух-ух, ух-ух!». Оказалось, это восемь паломников из Тернополя тянут на своих плечах купол с крестом, установленный теперь над часовенкой, через которую мы ходим на службу в пещерный храм великомученика Феодора Стратилата.

Попрощавшись с отцом Даниилом, беседую с послушником – 31-летним крымчанином Андреем, который в монастыре с ноября. Несет он послушание в трапезной.

иеромонах Даниил– Готовлю самые простые постные кушанья – каши, картошку, макароны. По праздникам у нас бывает рыба. А воду берем из горного ключа, – рассказывает Андрей.– Что изменилось во мне за эти месяцы?  Стал спокойнее. Вы спрашиваете, каким я вижу свое будущее? Ну, ежели Господь сподобит, приму постриг. А потом,  может, и священный сан. На все воля Божия.

… Но вот время нашего пребывания в монастыре подошло к концу. Мы  подали записки за себя и своих сродников, совершили омовение в монастырской купели, вдоволь напились чистейшей ключевой воды, сделали фотоснимки на память. Я поймал себя на мысли: если бы мне однажды  пришлось избрать «узкий путь», то предпочел бы проходить его в монастыре, подобном горной обители во имя святого великомученика Феодора Стратилата. Ибо здесь все по-настоящему: лютая стужа зимой (парового отопления в келиях нет – дрова насельники собирают по лесным зарослям), комары и змеи – летом, электричество – от редко включаемого автономного генератора.

Отныне 21 июня – (перенесение честных мощей святого из города Гераклеи в его родной город Евхаиты, где он завещал похоронить его в имении родителей) и 21 февраля – день мученической кончины Феодора Стратилата – станут для меня днями воспоминаний о краткосрочном пребывании в горном монастыре Челтер-Мармара, упрятанном в самом сердце заповедной Тавриды. Быть может, когда-нибудь Господь сподобит автора этих строк вторично посетить высокогорную крымскую обитель, узнать о ней нечто малоизвестное или даже пожить в ней послушником. А пока что я живу и тружусь в Запорожье и радуюсь тому, что за этот труднейший во всех отношениях для меня и моей страны  год удалось побывать в незабываемой паломнической поездке и своими глазами увидеть, что, вне всякого сомнения, мощнейшим фактором незримого духовного единства большинства (точнее сказать, очень большого количества) граждан Украины и крымчан, принявших гражданство Российской Федерации, является каноническое Православие. Недаром все без исключения храмы и обители, в которых мы побывали, находятся в юрисдикции канонической Украинской Православной Церкви, являющейся самоуправляемой частью Русской Поместной Церкви. Именно поэтому на приходах трех крымских епархий УПЦ за каждым богослужением поминают, наряду со Святейшим  Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, «и Господина нашего Блаженнейшего Онуфрия, митрополита Киевского и всея Украины». И молитвенно просят Всевышнего о мире в Украине.

вход в храм

Нам, паломникам из Запорожья, посчастливилось посетить также Свято-Владимирский собор в Херсонесе, где веру Христову чудесным образом обрел Креститель Руси равноапостольный князь Киевский Владимир Святославич; Свято-Георгиевский монастырь на мысе Фиолент, где, наряду с Херсонесом, учил и проповедовал святой всехвальный апостол Андрей; монастырь священномученика Климента, Папы Римского в Инкермане; Свято-Успенский Бахчисарайский монастырь; Свято-Троицкий собор в Симферополе, где покоятся нетленные мощи святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского.

Святой всехвальный апостол Андрей Первозванный, его ученики Инна, Пинна и Римма, ученик апостола Петра священномученик Климент, Папа Римский, равноапостольный наш князь Владимир Красно Солнышко, архиепископ Лука и святитель Гурий Таврический – все они жили и совершали свои подвиги в условиях, неизмеримо худших, нежели те, в которых пребываем ныне мы. Приложившись к частичкам нетленных мощей великих угодников Божиих, мы помолились перед их образами ко Господу о даровании земле нашей мира и согласия.         

 Подготовил Сергей Григорьев

Фото автора

 

 

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Митрополит Китирский Серафим
Вечер памяти архимандрита Кирилла (Павлова)
Архимандрит Мартирий (Островых)
Монахиня Евфимия (Аксаментова)
Священник Владимир Русин
Митрополит Китирский Серафим
Вечер памяти архимандрита Кирилла (Павлова)
Архимандрит Мартирий (Островых)
Монахиня Евфимия (Аксаментова)
Священник Владимир Русин