В сердце заповедной Тавриды

Монастырь во имя святого великомученика Феодора Стратилата

21 июня Церковь чтит память покровителя православного воинства Феодора Стратилата, принявшего мученическую смерть за исповедование христианства в 319 году при нечестивом римском императоре Люцинии. В этот день пещерный мужской монастырь во имя святого великомученика Феодора Стратилата, расположенный в горном Крыму (Бахчисарайский район), отмечает свой престольный праздник. Обитель также  называют на татарский манер Челтер-Мармара (Пещера-Решетка) – из-за того,  что кельи и хозяйственные помещения расположены в горизонтальных пещерах, уходящих внутрь огромной отвесной скалы. Эта гигантская масса осадочных пород над головами насельников напоминает им о том, что их земное бытие может оборваться в самый неожиданный миг.

Путь в монастырь начинается из небольшого селения, расположенного в живописной долине, дальше которой автотранспорт не ходит. Где-то около получаса мы поднимаемся вверх довольно крутой и длинной тропой, проложенной среди светлого лиственного леса. Нас без малого 40 человек – паломники из Запорожской епархии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Встречают нас в монастыре хотя и приветливо, но достаточно сдержанно. Оно и понятно: ради уединенных молитвенных трудов пятеро насельников удалились от мира как можно дальше, а тут миряне не в дни праздника, а в обычный будний день появляются у них, не скрывая своего любопытства. Тем не менее наместник монастыря иеромонах Даниил (Лавров) уделил нам время.

вид со звонницы

– Наш монастырь возобновлен двенадцать лет назад, – стал рассказывать отец Даниил. – Все его постройки возведены руками братии. Церковные историки считают, что монашеская жизнь в этих пещерах началась в III-м, а то и в I-м веке христианской эры. Светские ученые датируют основание нашей обители VI-XI веками. Лично я больше доверяю церковным историкам.

По словам отца- наместника, никаких принципиальных отличий вверенной его попечению обители от других православных пустыней нет. Главное для братии (два иеромонаха, три послушника и один приходящий чтец) – это служба Богу по церковному уставу и непрестанный молитвенный труд во спасение душ как самих братьев-отшельников, так и тех людей, за которых они просят Господа. У каждого из насельников – непременное келейное правило. Литургия служится три-четыре раза в неделю.   

– Может быть, сама здешняя обстановка благоприятствует сосредоточенной молитве. Тут дивная тишина и покой, – продолжает отец Даниил. – Обслуживаем себя  сами – готовим трапезу, стираем, поддерживаем чистоту. Все, что не можем смастерить на месте, тащим на себе снизу. А однажды, на праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла, во время Литургии вдруг слышим, как снизу идут к нам сюда наверх какие-то странные звуки: «Ух-ух, ух-ух, ух-ух!». Оказалось, это восемь паломников из Тернополя тянут на своих плечах купол с крестом, установленный теперь над часовенкой, через которую мы ходим на службу в пещерный храм великомученика Феодора Стратилата.

Попрощавшись с отцом Даниилом, беседую с послушником – 31-летним крымчанином Андреем, который в монастыре с ноября. Несет он послушание в трапезной.

иеромонах Даниил– Готовлю самые простые постные кушанья – каши, картошку, макароны. По праздникам у нас бывает рыба. А воду берем из горного ключа, – рассказывает Андрей.– Что изменилось во мне за эти месяцы?  Стал спокойнее. Вы спрашиваете, каким я вижу свое будущее? Ну, ежели Господь сподобит, приму постриг. А потом,  может, и священный сан. На все воля Божия.

… Но вот время нашего пребывания в монастыре подошло к концу. Мы  подали записки за себя и своих сродников, совершили омовение в монастырской купели, вдоволь напились чистейшей ключевой воды, сделали фотоснимки на память. Я поймал себя на мысли: если бы мне однажды  пришлось избрать «узкий путь», то предпочел бы проходить его в монастыре, подобном горной обители во имя святого великомученика Феодора Стратилата. Ибо здесь все по-настоящему: лютая стужа зимой (парового отопления в келиях нет – дрова насельники собирают по лесным зарослям), комары и змеи – летом, электричество – от редко включаемого автономного генератора.

Отныне 21 июня – (перенесение честных мощей святого из города Гераклеи в его родной город Евхаиты, где он завещал похоронить его в имении родителей) и 21 февраля – день мученической кончины Феодора Стратилата – станут для меня днями воспоминаний о краткосрочном пребывании в горном монастыре Челтер-Мармара, упрятанном в самом сердце заповедной Тавриды. Быть может, когда-нибудь Господь сподобит автора этих строк вторично посетить высокогорную крымскую обитель, узнать о ней нечто малоизвестное или даже пожить в ней послушником. А пока что я живу и тружусь в Запорожье и радуюсь тому, что за этот труднейший во всех отношениях для меня и моей страны  год удалось побывать в незабываемой паломнической поездке и своими глазами увидеть, что, вне всякого сомнения, мощнейшим фактором незримого духовного единства большинства (точнее сказать, очень большого количества) граждан Украины и крымчан, принявших гражданство Российской Федерации, является каноническое Православие. Недаром все без исключения храмы и обители, в которых мы побывали, находятся в юрисдикции канонической Украинской Православной Церкви, являющейся самоуправляемой частью Русской Поместной Церкви. Именно поэтому на приходах трех крымских епархий УПЦ за каждым богослужением поминают, наряду со Святейшим  Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, «и Господина нашего Блаженнейшего Онуфрия, митрополита Киевского и всея Украины». И молитвенно просят Всевышнего о мире в Украине.

вход в храм

Нам, паломникам из Запорожья, посчастливилось посетить также Свято-Владимирский собор в Херсонесе, где веру Христову чудесным образом обрел Креститель Руси равноапостольный князь Киевский Владимир Святославич; Свято-Георгиевский монастырь на мысе Фиолент, где, наряду с Херсонесом, учил и проповедовал святой всехвальный апостол Андрей; монастырь священномученика Климента, Папы Римского в Инкермане; Свято-Успенский Бахчисарайский монастырь; Свято-Троицкий собор в Симферополе, где покоятся нетленные мощи святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского.

Святой всехвальный апостол Андрей Первозванный, его ученики Инна, Пинна и Римма, ученик апостола Петра священномученик Климент, Папа Римский, равноапостольный наш князь Владимир Красно Солнышко, архиепископ Лука и святитель Гурий Таврический – все они жили и совершали свои подвиги в условиях, неизмеримо худших, нежели те, в которых пребываем ныне мы. Приложившись к частичкам нетленных мощей великих угодников Божиих, мы помолились перед их образами ко Господу о даровании земле нашей мира и согласия.         

 Подготовил Сергей Григорьев

Фото автора

 

 

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодара
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Макарьева пустынь
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии