25 ноября 2024 года исполняется двадцать пять лет, как чудотворную икону «Милостивая» торжественно крестным ходом перенесли из Ильинского храма в Обыденском переулке в Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь на Остоженке, где она находилась до закрытия обители в апреле 1923 года. В связи с этой юбилейной датой хочется освежить в памяти нашего читателя, знакомого с историей святыни, некоторые события из прошлого и настоящего. А тем, кто, ее не знает, надеемся, будет интересно познакомиться со многими удивительными фактами.
Крепко-накрепко связаны духовными узами
Москва. Храм пророка Божия Илии и Зачатьевская обитель – посмотрим на объединяющее их событие, произошедшее чуть более ста лет назад. Двадцатые годы прошлого трагического века... Именно сюда, в этот храм, что находится неподалеку от монастыря, в пяти или десяти минутах ходьбы, сестрами был перенесен чудотворный образ вместе с некоторыми другими почитаемыми иконами. Они стремились спасти монастырские святыни от лютовавших большевиков, и слава Богу, по милости Божией им это удалось сделать. Именно в храме Илии Обыденного (так его часто называют в народе) последняя настоятельница насильственно закрытого монастыря, игумения Мария (Коробка) собрала сестер на последний молебен перед намоленной святыней – иконой Божией Матери «Милостивая» – и после совершения чина молебного пения произнесла прощальное слово, поручая монахинь и всю обитель попечению и предстательству Пресвятой Богородицы. Она сказала, что отныне Милостивая Божия Матерь – Игумения, Наставница и Руководительница сестер. В подтверждение оставила у иконы свой жезл. И долгие годы осиротевшие монахини и послушницы молились перед этим образом. Примечательно, что последняя насельница обители, схимонахиня Нина (Корнеева), умерла в 1984 году и отпевали ее в день празднования любимой монастырской иконы. Таким образом, Пречистая Сама позаботилась о монахине и забрала ее душу за два дня до Своего праздника.
Вот как вспоминала об этом игумения Иулиания (Каледа): «И всем казалось тогда, что история монастыря закончена. Ее отпевали в новом приделе, это была большая редкость, обычно в боковом приделе отпевали людей. Было очень много народа, и было такое ощущение, что не только ее хоронят, а как будто хоронят и монастырь. И как будто прощаются не только с ней, но прощаются и с монастырем. Я очень хорошо это помню. Батюшка тогда благословил меня готовить поминки по ней, а когда стал разбирать её келью, благословил меня монастырской иконой апостола Иоанна Богослова на всю оставшуюся жизнь (апостол Иоанн Богослов очень почитался у нас в монастыре) и передал мне монастырские фотографии, документы, и говорит: «Пускай это всё будет у тебя». Это был 1984 год. Тогда даже никто не мог помыслить, допустить, что буквально через 4 года будут праздновать 1000-летие Крещения Руси, а уже через 5-6 лет начнут отдавать храмы и монастыри Русской Православной Церкви, что отношение к Церкви изменится. Я тогда всё это с благоговением взяла, с благоговением это хранила. Когда ее отпевали, я, стоя у ее гроба, молилась, чтобы она молила Господа за меня, и чтобы Господь устроил мою жизнь не так, как я хочу или не хочу, а так, как Ему угодно. Но я тогда не предполагала, о чем я молилась и чего я просила, и как моя жизнь дальше сложится».
Как сложилась жизнь дочери известного ученого, принявшего священный сан, мы знаем. Главные вехи такие: старшая сестра Сестринства в честь иконы Божией Матери «Милостивая», основной целью которого стало возрождение Зачатьевской обители. Избрание монашеского пути и назначение настоятельницей вновь открытого Зачатьевского монастыря. А на исходе XX века, после перенесения «Милостивой» домой, на Остоженку, состоялось событие, которое тоже можно причислить к судьбоносным. Во время Божественной литургии Святейший Патриарх Московский и всея Алексий II возвел монахиню Иулианию (Каледа) в сан игумении и вручил ей тот старинный посох, который все годы лихолетья простоял подле образа Пречистой Богородицы. И который, будучи прихожанкой храма пророка Илии, духовным чадом любимого всей Москвой пастыря приснопамятного протоиерея Александра Егорова, тогда еще просто Маша Каледа, с детства видела возле иконы…
Перекличка времен: об игуменском послушании и послушаниях общецерковных
Еще о некоторых объединяющих моментах хочется сказать. Только теперь – об объединяющих двух игумений. Как выяснилось из архивных документов (изучением которых сестры возрождающейся обители вплотную занялись, подняв святыню на Остоженке из руин), игумения Мария не только радела о своем монастыре, его благолепии и духовном росте своих сестер. Она была была участницей Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 годов, приглашенной в качестве эксперта в отдел, обсуждавший проблемы монастырей и монашества. Этот отдел под председательством митрополита Серафима (Чичагова), будущего священномученика, занимался созданием документа, который должен был направлять жизнь монашествующих. Поэтому требовался и совет представительниц и женских монастырей (хотя действующими членами Собора женщины быть не могли). Одной из четырех настоятельниц, приглашенных на Собор, была матушка Мария (Коробка). И еще важный факт – чуть ранее, в мае 1917 года, на съезде монашествующих Московской епархии игумения Мария выступала от женских обителей, будучи избрана товарищем председателя. То есть, по сути, она представляла на этом съезде всё московское женское монашество.
А вот какие общецерковные послушания у игумении Иулиании, двадцать пять лет назад принявшей из рук Первоиерарха нашей Церкви старинный игуменский жезл своей предшественницы. С 2009 года она является членом президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, с 2013 года – заместителем председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству. Неся игуменское послушание в московской ставропигиальной обители соединившей эпохи (XIV век – время основания древнейшей девичьей обители в Москве святителем Алексием, митрополитом Московским – и век XX-й и XXI- й, время разрухи, затем возрождения), матушка Иулиания с Божией помощью находит силы и для выполнения ответственных общецерковных послушаний.
...Зачатьевскую обитель очень любил святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси. Именно здесь, за девять дней до кончины он совершил свою последнюю Литургию. Очень любил ее и Святейший Патриарх Алексий II. В первые годы возрождения святыни, по воспоминаниям матушки Иулиании, он достаточно часто сюда приезжал и служил. Бывало, что по несколько раз в год. В последние годы, когда Святейший не очень хорошо себя чувствовал, он реже навещал обитель, но по-прежнему очень живо интересовался всем происходящим в монастыре. Спрашивал, как идет строительство собора, сколько кирпича закуплено. Как восстанавливаются корпуса. Как проходят службы и сколько прихожан бывает на них. Какие отношения со священнослужителями и дружно ли живут сестры, слушаются ли они. А Святейшему Патриарху Кириллу Господь судил освятить воссозданный на месте взорванного большевиками в 1932 году монастырский собор Рождества Пресвятой Богородицы. Это историческое событие произошло 25 ноября 2010 года, в праздник иконы Божией Матери «Милостивая» и день празднования 650-летия основания обители. В своем Первосвятительском слове, обращенном к собравшимся Предстоятель нашей Церкви сказал: «И когда взираешь на это великолепие, на вознесенный к небу в центре первопрестольного града храм, когда вспоминаешь историю этого места, начинаешь понимать, что только слепой человек – духовно слепой – может не видеть руку Божию в своей жизни и в человеческой истории».
И вот о чем рассказала игумения Иулиания (Каледа) в ноябрьском номере журнала «Монастырский вестник» за 2015 год, посвященном возрождению Зачатьевского монастыря (статья – «Под покровом Милостивой): «Все важные события в жизни обители неизменно происходили и происходят в день праздника главной святыни монастыря – Ее образа "Милостивой". Так устраивается чудесным образом по воле Царицы Небесной, при этом специально ничего не планируется, не подстраивается под торжество, но именно в этот день совершается то или иное священнодействие». Первым таким событием матушка назвала освящение Надвратного храма в монастыре, которое совершил Святейший Патриарх Алексий II 25 ноября 1993 года.
Затем каждый год в этот день совершались чудеса, которые становились «жемчужинками» в монастырской летописи.
Замироточил современный список с чудотворного образа...
А эта удивительная история произошла в начале 90-х годов прошлого века, и в ней тоже многое символично. С самого начала возрождения обители, как только первые сестры осенью 1992 года получили маленькую квартирку в Северном корпусе келий, они стали думать о возвращении монастырских святынь из Обыденского храма. Было горячее желание перенести всё в обитель – и прежде всего чудотворный образ Божией Матери «Милостивая», который стал так же дорог и прихожанам Ильинского храма (они уже не представляли свой храм без него). Поэтому протоиерей Александр Егоров рассудил следующим образом: нужно сначала сделать список с «Милостивой» и только потом перенести икону в монастырь. Написать список батюшка благословил свою духовную дочь, реставратора Анну Даниловну Марченкову, правнучку отца Константина Всесвятского, которую еще младенцем носили в Обыденскую церковь, и она с детских лет была ее прихожанкой.
Вот только выслушав просьбу своего духовного наставника протоиерея Александра Егорова, молодой иконописец отказалась. Во-первых, она училась в совершенно других традициях написания икон. Во-вторых, «благочестивая девица», как указал в характеристике для поступления в иконописную школу настоятель Илии-Обыденского храма протоиерей Николай Тихомиров, и помыслить не могла о том, чтобы дерзнуть написать этот образа. Дерзновение пришло после того, когда отец Александр, глубоко поклонившись ей, повторил высказанную им просьбу уже от имени храма. Далее был молебен. На двух аналоях лежали две иконы: точнее, на одном – подлинник, на другом – чистая доска. Окропляли святой водой подлинник, а водой, что с него стекала, окропляли чистую доску. Целых две недели великая святыня находилась у Анны Даниловны: она смотрела на образ и писала, смотрела и писала! Но всё же отдав копию-список отцу Александру (а приехала она в храм к концу службы), она подумала: «Сейчас батюшка посмотрит и скажет: «Я понимаю, Анечка, я всё понимаю. Ты не волнуйся, мы кого-нибудь попросим, и он напишет новый образ. Ну, не получилось. Ну, так бывает». Но отец Александр, подойдя к окошку и рассмотрев образ, повернулся к людям со словами: «Список иконы Божией Матери приехал к нам!» И большим-большим крестом, вспоминала Анна Даниловна спустя десятилетия, всех благословил. Все попадали на колени...
3 апреля 1993 года, в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы, список был освящен и перенесен в обитель. По словам отца Александра, «вновь написанная икона должна напитаться монастырским духом». А вскоре произошло чудо – икона замироточила. О ее мироточении иконописцу Анне Марченковой рассказала по телефону матушка Иулиания. Но прежде, чем позвонить, матушка много раз проверила и, только лишь окончательно убедившись, решила сообщить такую удивительную новость.
...Этот чудотворный образ впервые упоминается в монастырских летописях Зачатьевской обители в XVIII веке. Еженедельно перед ним служились молебны с акафистом. В наши дни по четвергам перед «Милостивой» совершается особое умилительное богослужение – Параклис, с пением молебного канона Пресвятой Богородице и акафиста.
Интересна иконография святыни. Приведем рассказ искусствоведа Ирины Языковой: «Это икона Божией Матери в необычной для Руси иконографии, которая называется "Взыграние". Все виды иконографии Пресвятой Богородицы можно разделить на три типа. Как есть вера, надежда, любовь – три наших христианских добродетели, так и здесь. Когда изображается Боговоплощение – то, во что мы верим, Богородица изображается молящейся (тип икон "Оранта"), и у Нее на груди или в круге проступает Богомладенец. То, на что мы надеемся, воплощает или изображает икона "Одигитрия", где Матерь Божия держит на руке Спасителя, – Бога, на Которого мы надеемся. Богородица на Него указывает. Поэтому и "Одигитрия", что в переводе с греческого означает "Путеводительница". Третий тип иконографии являет нам образ любви, когда Божия Матерь прижимает к Себе Младенца. Классический вариант – Владимирская икона Божией Матери, очень почитаемая на Руси. А другие варианты этого типа иконографии – "Умиление", "Милостивая" (Киккская)».
По словам И.К. Языковой, «Милостивую» из Зачатьевского монастыря часто соединяют с образом Киккской Божией Матери («Елеусой-Киккской»). Написан он, согласно преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой, и с XII века пребывает в древнем Царском Киккском монастыре на Кипре. Согласно предположению наших специалистов, московская икона могла быть привезена оттуда. Однако между той святыней, что на Кипре, и чудотворным образом в Зачатьевском монастыре есть некоторая разница. Но всё равно последний восходит к образу «Взыграния», к образу Киккской Божией Матери. Находясь на руках Пречистой, Божественный Младенец мог играть, резвиться, потянуться к Ее лику, и ушко Богоматери приоткрылось.
Почему – «Божия Матерь с ушком»?
Ушко Божией Матери на иконе приоткрыто... Но не только по этой причине икону в народе называют – «Божия Матерь с ушком». Или – «Услышательница». Называют ее так и потому, что Царица Небесная слышит все моления и воздыхания, возносимые к Ней, и являет непременно Свою милость и материнскую любовь. Часто вспоминается теплый рассказ священника Михаила Геронимуса, настоятеля двух подмосковных храмов. Накануне одного из юбилеев Зачатьевской обители батюшка поведал, что он, как и будущая матушка-настоятельница Иулиания, как и будущий иконописец Анна, тоже с раннего детства был прихожанином храма в Обыденском переулке. Вместе они стояли у одного амвона, причащались из одной Чаши. А «Милостивую» отец Михаил помнит с четырех-пяти лет. Хорошо помнит рассказы взрослых, почему рядом с иконой стоит старинный игуменский посох...
«Правда, в детской голове не всё укладывалось, – признался он в разговоре, – не всё было понятно, что-то вызывало недоумение. Но теперь, в зрелом возрасте, эту историю, связанную с чудотворным образом Богоматери «Милостивой», я переживаю по-новому. У каждого молящегося перед ним, наверное, свои связи. У меня они тоже есть, и словами это не передать. Скажу только, что от святыни исходит большая ласка, большая любовь. Не случайно в народе ее называют «Божия Матерь с ушком». Ей можно пошептать на ушко, поплакаться, поведать о своих печалях и получить утешение. Может, и не сразу, как это бывает в духовной жизни, но утешение придет».
О том, что утешение приходит, что нередко, если «пошептать на ушко Пресвятой Богородице», происходит исцеление от болезни, свидетельствуют многие наши современники. Некоторые такие свидетельства опубликованы на официальном сайте Зачатьевского монастыря zachatevmon.ru. Насельницы обители ведут летопись этих историй. С одной из них хочется познакомить нашего читателя, потому что в ней прослеживается замечательная духовная символика. Одному из уже немолодых супругов после внезапных приступов сильной головной боли из-за спазмов сосудов Матерь Божия во сне повелела прийти в Зачатьевский монастырь. Он пошел, и боли с тех пор не повторялись. Затем, когда супруги вместе отправились в монастырь, то узнали в образе «Милостивой» ту икону, у которой они венчались много лет назад в храме пророка Божия Илии в Обыденском переулке. А совершавший таинство священник, как оказалось, ныне служит в монастыре…
***
25 ноября – великий праздник не только для сестер любимого многими монастыря в центре Первопрестольной, но и для самых разных людей, среди которых есть духовенство, прихожане, строители, благотворители, государственные служащие, историки, архитекторы, археологи, педагоги – словом, все те, кто вносил и вносит свою лепту в то, чтобы монастырь возрождался, благоукрашался, становился духовно крепче, согревал верующих и ищущих Бога Божией благодатью.
И таких людей – великое множество.
Подготовила Нина Ставицкая
Фото Владимира Ходакова. Также снимки заимствованы из архива Зачатьевского монастыря