Когда монастырь приходит на помощь школе

Как ни печально, но система образования в современной России почему-то плохо уживается с православной верой. То нерадивые чиновники на местах пытаются урезать финансирование православных школ, то администрация общеобразовательных учебных заведений профанирует православный компонент в системе образования, раздавая часы преподавателям с низкой квалификацией и весьма общими представлениями об основах веры, то руками родителей школы стараются всячески помешать урокам «Основы православной культуры», забывая, что именно христианское воспитание в России на протяжении многих веков помогало детям не только поверить в Бога, но и научиться пониманию этических сторон жизни человека – отличать добро от зла, правду от лжи, верность от предательства… Может быть, внесенные в закон «Об образовании в РФ» поправки о необходимости воспитания в школах изменят ситуацию? Напомним, что Федеральный закон вступил в силу с 1 сентября 2020 года. Но и до этого важного события были и есть примеры, когда активная деятельность христиан способна изменить ситуацию в школе к лучшему. Об одном из таких примеров интернет-журнал «Прихожанин» Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы решил рассказать своим читателям. Только история наша начнется с рассказа о монастыре.

...Недавно вдумчивое путешествие по Крыму привело журналистов «Прихожанина» в древний Космо-Дамиановский мужской монастырь, расположенный у подошвы горы Чатыр-Даг на территории Крымского заповедника в 20 км от города Алушты между лесистым склоном Бабугана, хребтом Конек и Черной горой. За уединенность и святость эту обитель называют «Крымским Афоном».

Как гласит предание, в этих местах жили когда-то великие святые врачи-бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан – сюда их отправили в ссылку по приказу римского императора. Здесь они продолжали безвозмездно лечить людей. И здесь же молились Господу, прося дать целебной воды. И Господь услышал их молитвы, – из глубины горных недр забили два ключа. На протяжении многих столетий к источникам приходили больные и страждущие, они пили целебную воду, окунались в источник и получали исцеление.

Наместник Космо-Дамиановского монастыря архимандрит Амфилохий радушно принял нас, рассказал о своей святой обители, позволил провести несколько дней в паломнической гостинице на монастырском подворье, помолиться за Божественной литургией, поклониться святыням — иконе святых мучеников и бессребреников Космы и Дамиана с частицами их мощей и иконе Божией Матери «Иерусалимская», которая в 1907 году была написана на Святой горе Афон специально для Космо-Дамиановского монастыря близ Алушты в Крыму, посетить источник с целебной водой.

Много интересных тем обсудили журналисты «Прихожанина» с отцом наместником. Когда же речь зашла о современном школьном образовании и о том, как трудно бывает порой донести до школьников слово Божие, архимандрит Амфилохий благословил нас побеседовать с прихожанкой обители, замечательным педагогом и психологом Лолитой Аркадьевной Компанец, чей богатый опыт достоин того, чтобы им поделиться с единомышленниками.

Мы заинтересовались этим предложением и встретились с Лолитой Аркадьевной на монастырском подворье в Партените. Партенит – небольшой поселок городского типа в 15 км от Алушты. Из-за уникальных природных условий это чудесное место на Южном берегу Крыма близ горы Аю-Даг часто называют «маленьким алмазом Большого Крыма». Название поселка восходит к греческому слову «παρθένоς» и переводится как «девичий». В VIII веке в Партените родился знаменитый епископ Иоанн Готский (Готфский). И, к слову сказать, единственный храм Московского Патриархата, в честь Иоанна Готского находится именно здесь, на подворье Космо-Дамиановского монастыря.

Удивительным человеком оказалась Лолита Аркадьевна Компанец, такая невероятно живая, деятельная, творческая. Педагог и психолог по образованию, она успевает параллельно преподавать уроки Православия в общеобразовательной школе № 2 города Алушты, вести занятия в воскресных школах на монастырском подворье в Партените и при храме Всех Крымских святых в Алуште.

А началось все с воскресной школы монастыря. Это раньше детей на занятия приходило немного, а сейчас отбою нет от желающих учиться при монастыре. «У нас тут немало многодетных семей, – рассказала Лолита Аркадьевна. – Причем семьи очень разные: есть неполные, есть крымско-татарские со своей спецификой, а есть и семьи, где один родитель мусульманин, а второй совсем невоцерковленный человек. И дети из всех этих семей сегодня с радостью посещают наши воскресные занятия. Есть у нас дети, рожденные в православных семьях, но которые раньше Православия не признавали. Таким даже крестик на шею повесить было нельзя. Они его грызли, представляете! А теперь и эти дети регулярно посещают наши занятия».

Впрочем, воскресными школами православную среду сегодня не удивишь – они существуют почти при каждом храме. А вот дальше Лолите Аркадьевне был словно ниспослан знак свыше: позвонили как-то родители одного ребенка, который недавно пошел в первый класс общеобразовательной школы и стали с волнением рассказывать о том, что над их первоклассником в школе… смеются. «Этот малыш с пяти лет посещает нашу воскресную школу, здесь ему читали Евангелие, здесь он узнавал основы Закона Божиего. И вот пришел он в первый класс и стал говорить, что всё на земле происходит по воле Господа… А одноклассники над ним смеются. Вы представляете, какой шок он испытал!».

И вот тогда, обсудив историю этого первоклассника с архимандритом Амфилохием, Лолита Аркадьевна вместе со отцом наместником решили: надо от воскресной школы двигаться дальше – в школу общеобразовательную. Батюшка благословил программу, которую составила Лолита Компанец, а дальше было, если так можно выразиться, «совещание в верхах», в котором, помимо Лолиты Аркадьевны, приняли участие наместник Космо-Дамиановского монастыря архимандрит Амфилохий, священник из Алушты отец Дмитрий (к слову сказать, младший сын Лолиты Аркадьевны), директор общеобразовательной школы и директор Центра детского творчества.

Первая встреча была с администрацией школ, а потом еще одна – с родителями учеников. Две эти встречи кардинально изменили всю ситуацию. «Мы – два священника и я – так замечательно пообщались с родителями, — вспоминала Лолита Аркадьевна. – Они нас просто не хотели отпускать, просили в подробностях рассказать о том, как будет вестись преподавание, чему мы будем учить их детей, просили показать наши методические материалы».

Ведь как было раньше в этих крымских школах? Школа и Церковь жили как бы сами по себе, практически никто из родителей не изъявлял желания, чтобы их ребенок посещал уроки Православия. А теперь в двух школах все четвертые классы изучают Православие на уроках Лолиты Аркадьевны. «Вы знаете, как порой бывает, – говорит педагог. – Мои уроки идут пятыми. При этом четвертый урок у ребят, чаще всего, физкультура, отменяется. Так дети не уходят и ждут, чтобы не пропустить урок Православия».

Хотелось бы еще раз сделать акцент на эксперименте, задуманном в «Крымском Афоне». Исходным звеном стала воскресная школа, где занимались дети дошкольного возраста. Когда они шли в школу, видели совсем другую картину мира. И, чтобы уберечь их от раздвоения мировоззрения, наместник монастыря и прихожане, участвующие в работе воскресной школы, приняли решение нести свет слова Божия в общеобразовательные школы. Конечно, большое значение имела поддержка администрации школ и родителей учеников. Но главное: монастырь по сути своей стал объединяющей силой для этого эксперимента и семьей для школьников и их родителей. «Ведь что греха таить, у многих людей монахи и монастырь как таковой нередко ассоциируются с образом жизни, отделенным от остального мира. Светские люди представляют иноков седовласыми старцами с длинными бородами, которые живут своей обособленной и загадочной жизнью, – заметила Лолита Аркадьевна. – А мы показали родителям школьников другой монастырь и совсем иных монахов, которые взаимодействуют с окружающей действительностью, активно общаются и занимаются просветительской деятельностью».

«А как же вам все-таки удалось убедить родителей в том, чтобы их дети стали изучать Православие? – спросили мы Лолиту Компанец. – Ведь вы сами говорили о том, что многие из них неверующие».

«Самый убедительный довод – конкретный пример, – ответила Лолита Аркадьевна. – Мы привезли в образовательные школы наших малышей из воскресной школы. На день памяти святителя Николая мы устроили в школе грандиозное мероприятие — православную гостиную «В гости к святому Николаю». Это было театрализованное действо, в котором участвовали дети из воскресной школы. И родители увидели замечательных ребят, которые умеют взаимодействовать, творить, не боятся общаться с миром. Ведь и этому тоже мы учим в воскресной школе. Наши малыши не имеют социальных барьеров, которые препятствуют общению. А это так важно и для школы, и для будущей взрослой жизни!».

Дополнительным фактором, убедившим родителей школьников, оказались представленные Лолитой Аркадьевной материалы, по которым учились дети в воскресной школе и по которым она планировала учить детей в общеобразовательной школе. «Учебник «Основы православной культуры», подготовленный Министерством образования, к сожалению, довольно сложен для детского восприятия, – с грустью заметила Лолита Аркадьевна. – С виду он, конечно, красочный, сразу видно, что стоит дорого, но это, скорее, справочник, чем книга о Боге и Его жизни. Вместо живого слова о Христе сухие факты и иллюстрации. Ну что они могут дать ребенку? Просто некую информацию к сведению для какого-то зачета, для галочки?»

Увы, приходится признать, что современная школа давно уже перестала заниматься воспитанием детей. О каком воспитании может идти речь, если процесс учебы превратился в образовательную услугу. При этом учителя, задавленные гигантским объемом всяческой писанины, которую нужно непрерывно готовить и подавать в вышестоящие инстанции, просто физически не в состоянии организовать воспитательную связь «педагог – ученик». «Бедные учителя, – заметила в нашей беседе Лолита Компанец. – Они находятся в непрерывном цейтноте. Отчеты, подготовка к ЕГЭ, ВПР, непрерывные контрольные и проверочные работы. Главная задача педагога в школе – достучаться до сердца ребенка, установить с ним связь. Но на нее у учителя не хватает ни сил, ни времени. Вот и получается, что на сегодняшний день уроки Православия – порой единственная возможность для учителя пообщаться с учениками, помочь школьнику почувствовать себя Божьим человеком, задать вопросы учителю о себе, о смысле жизни, о вере...»

Как точно сказано в Священном Писании: «...Всякое доброе дерево приносит и плоды добрые. <...> Итак, по плодам их узнаете их» (Мф. 7: 20). Хорошие «плоды» принесло «древо», что было посажено Космо-Дамиановским монастырем. Плоды немалых трудов, вложенных архимандритом Амфилохием и его духовной дочерью, прихожанкой монастырского подворья в Партените Лолитой Компанец, поражают воображение и качественно и количественно. Если раньше лишь десяток малышей занимались в воскресной школе на монастырском подворье, то теперь почти все младшие классы в двух школах – Партенита и Алушты – со вниманием и интересом изучают Православие. А монастырь, кроме всего прочего, имеет теперь большую поддержку в лице более 200 взрослых родителей, бабушек и дедушек тех школьников, для которых Лолита Аркадьевна ведет православные занятия.

И такая поддержка уже дала о себе знать. В период изоляции из-за коронавирусной пандемии в Космо-Дамиановском мужском монастыре оказались практически запертыми более 20 монахов и послушников, которым надо был как-то кормиться. А как выживать монастырю, когда храмы закрыты и прихожане не приходят? «И вот тогда подключились родители наших школьников. И не только родители, но и все родственники, бабушки, дедушки… С декабря по май родители несли кто масло, кто сыр, кто яйца, кто просто деньги... Мы сложились с родителями и купили маленький павильон, в котором продаем, можно сказать, плоды своих трудов. Старшие девочки пекут булочки и торты, мы сами делаем и продаем свой квас. Наши благодетели-фермеры привозят сюда молочные продукты. Заработанные средства идут на поддержку монастыря. Помимо этого, мы регулярно устраиваем различные ярмарки и выставки, на которых наши ребята представляют и продают свои творения: кто картины, кто поделки из дерева... Важно, чтобы у подростка было свое дело, чтобы он знал, что приносит пользу монастырю. Так что, вы сами видите: эксперимент, который мы задумали с отцом Амфилохием «монастырь – школьники – родители» можно считать удавшимся».

...Что обычно происходит, когда современный школьник вдруг начинает бедокурить? Родители винят в этом школу, школа обвиняет родителей... По мнению Лолиты Аркадьевны Компанец, каждым ребенком надо заниматься с раннего возраста и вести его на протяжении всего школьного периода. Но не толкать, не тянуть, а именно вести за руку. И идти с ним рядом, чтобы он чувствовал любовь и тепло руки взрослого человека – наставника. «Начиная и заканчивая свои занятия, я всегда говорю: «Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы они относились к вам. Так, как Сам Господь относится к каждому из вас – с любовью!».

Недавно, в период Успенского поста во время очередного занятия Любовь Аркадьевна устроила обсуждение слов Христа «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею». И вот ребята начали делиться своими мыслями. О том, что значит любить Господа и как Его любить? «Хорошие и разные мысли были у ребят, – вспоминала Лолита Аркадьевна. – Говорили, что надо верить, надо молиться. «А верить – это как?» – спрашиваю их. И вот мы пытаемся вместе разобраться в этом вопросе, но, чувствую, они не могут для себя нащупать что-то важное, не могут в полной мере выразить свои мысли. И вот встает маленькая шестилетняя девочка Маша и говорит: «Вы знаете, я думаю, что прежде, чем говорить о любви к Богу, надо Его поблагодарить – за то, что мы родились, за то родились наши мамы. Когда мы будем Его благодарить, тогда мы поймем, что такое «любить Господа»… Вы представляете: такое говорит девочка в шесть лет. Не каждый взрослый так сформулирует».

...Принято считать, что в России две беды – дураки и дороги. Но, вероятно, есть и третья – душевная леность. Это когда человек, пребывая в ожидании изменений к лучшему в своей жизни, сам при этом ничего не делает, ожидая, что кто-то другой исправит ситуацию. Православный эксперимент в «Крымском Афоне» – пример того, как люди, не желая мириться со сложившейся ситуацией, взялись за дело сами. Благодаря их усилиям в Алуште и Партените теперь есть одна большая семья, включающая прихожан Космо-Дамиановского монастыря, школьников, которые с воодушевлением изучают слово Божие и познают уроки нравственного воспитания, и родителей, для которых уроки «Основы православной культуры» стали уроками любви и взаимопонимания с собственными детьми.

Материал подготовили Екатерина Орлова и Петр Селинов.
Фото: Владимир Ходаков.
Снимки также предоставлены подворьем Космо-Дамиановского монастыря
в поселке Партенит

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Троицкий Рождества Богородицы Оптин женский монастырь
Фильм о жизни Соловецкой обители
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Троицкий Рождества Богородицы Оптин женский монастырь
Фильм о жизни Соловецкой обители
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Богородицкий Пятогорский женский монастырь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы