«Ковчег» милосердия

«Монастырский вестник» не раз писал о приютах, детских домах и школах, созданных при наших обителях. За минувшие тридцать лет возрождения церковной жизни в нашей стране и странах ближнего зарубежья не одно поколение людей выросло, благодаря заботе и трудам монашествующих. Но эта история не о монастырском приюте, а скорее, о том, как меняется жизнь человека, когда он находит свой путь к Богу. Самуилу Кюляну этот путь показал почивший год назад насельник Оптиной пустыни, иеродиакон Илиодор (Гайриянц). Благодаря его духовному руководству Саумил изменился сам и захотел помогать меняться тем, чья жизнь подчас становится невыносимой. Приют «Ковчег», где сегодня трудится бывший бизнесмен Самуил, помогает женщинам, попавшим в сложную жизненную ситуацию в решении многих проблем. Но, пожалуй, главное то, что здесь им предоставляется возможность вспомнить о своем человеческом достоинстве, которое Господь дает каждому из нас, надо только захотеть вновь обрести его. И тогда труд, молитва и помощь ближних обязательно принесут свои добрые плоды.

Вот уже несколько лет в Калужской области, в 30 километрах от Козельска работает семейный приют «Ковчег». В нем находят себе дом и убежище женщины с детьми, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Этот приют является одним из проектов благотворительного фонда «Покров», который был создан по благословению схиархимандрита Илия (Ноздрина), духовника Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь.

Женщины приезжают в «Ковчег» из самых разных уголков России, приезжают униженные, запуганные, забитые... И первым их встречает директор фонда «Покров» и основатель приюта «Ковчег» Самуил Кюлян.

Дороги, которые нас выбирают

Его история интересна и весьма поучительна. Несколько лет назад Самуил жил в Москве, был преуспевающим бизнесменом, имел бизнес, который приносил ему хороший доход. И всё у него было хорошо… Но Господь нередко попускает такие события, которые, казалось бы, приводят человека к отчаянию, но на самом деле побуждают его искать иной путь в жизни. Путь, уготованный ему Богом.

Привычная жизнь состоятельного бизнесмена Самуила Кюляна закончилась в тот момент, когда некие лица кавказской национальности отняли его бизнес, осуществив, по словам самого Самуила, «чистой воды рейдерский захват». Что делать? Куда бежать? Кого просить? Попробовал Самуил обратиться за помощью в полицию, к властям, но нет, никто не помог. И вот тогда друзья посоветовали ему поехать помолиться в Оптину пустынь. И даже дали телефон насельника монастыря, почившего ныне иеродиакона Илиодора (Гайриянца).

Поначалу Самуила возмутил совет друзей. «Что вы мне предлагаете? – говорил он. – Зачем мне из Москвы ехать в монастырь? Причем здесь вообще монашеская обитель? Чем поможет мне какой-то монах Илиодор?»… Но отцу Илиодору все же позвонил. Ведь в состоянии отчаяния человек готов хвататься за любую соломинку, даже не ведая порой, что эту соломинку ему протягивает Сам Господь.

– Все же отцу Илиодору в Оптину я позвонил, – вспоминает Самуил. – И говорю ему чуть ли не со слезами: «Так, мол, и так, батюшка, отобрали у меня мой бизнес, рейдерский вооруженный захват произошел, остался без средств к существованию. Что делать, ума не приложу». А отец Илиодор мне в ответ: «Ты когда сможешь приехать?» «Как только благословите, так сразу же в путь». «Тогда завтра же и приезжай», – напутствовал монах.

В Оптиной много часов проговорили они с отцом Илиодором в Казанском храме. Кюлян подробно рассказал монаху всё, что с ним приключилось: и как бизнес свой строил, и про рейдерский захват, и про то, что никакой помощи не получил ни от полиции, ни от властей. На вопрос Самуила «Что же мне теперь делать, отче?» иеродиакон Илиодор ответил: «Ничего не делать. Просто оставайся пока здесь со мной и будь рядом».

Несколько дней провел Самуил Кюлян в обители, буквально следуя за монахом по пятам. Они много общались друг с другом, обсуждали разные житейские моменты; наблюдал Самуил и за тем, как насельник монастыря общается с другими людьми, которые приезжали в Оптину за помощью и советом.

Постепенно, как труха опадает со старого дерева, менялись взгляды бывшего бизнесмена. Он вдруг понял, что долгие годы занимался совсем не тем, чем должен был заниматься. Сегодня он говорит так: «Я очень благодарен этим кавказцам. Если бы не они, я, наверное, никогда бы здесь не оказался».

Сначала иеродиакон Илиодор посоветовал Самуилу потрудиться в храме Успения Пресвятой Богородицы в Подборках. Помимо этого Самуил начал помогать приюту «Рождественский», собирал помощь для малоимущих и многодетных. В ходе этой работы познакомился со священниками, которые в своих приходах организуют сбор помощи для нуждающихся.

– Огромную работу делает, например, отец Павел Островский, – рассказывал нашему корреспонденту Самуил Кюлян. – Как-то к нам пришла от него очередная машина. Там четыре тонны одежды, памперсы, продукты питания: от муки и чая до печенья и конфет. Раньше я и представить себе не мог, что такое возможно: люди отдают больше, чем имеют сами. Когда занимаешься бизнесом, служишь, грубо говоря, деньгам, все мысли только на это и направлены. А здесь христиане с малым доходом протягивают руку помощи малоимущим, бездомным и многодетным семьям.

Вот так, благодаря духовному наставлению отца Илиодора, Самуил Кюлян с Божией помощью нашел свое настоящее призвание – помогать нуждающимся.

– Как интересно жизнь устроена, – вслух размышляет он. – Первую половину жизни меня направлял мой родной отец. За это я ему очень благодарен. Царствие ему Небесное! А во второй половине жизни Господь передал меня в руки отца Илиодора. Он сначала познакомил меня со схиархимандритом Илием, и с ним мы несколько часов проговорили, прежде, чем батюшка Илий благословил меня не возвращаться в Москву, а остаться в Оптиной и заниматься благими делами, в частности приютом для женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. А затем отец Илиодор познакомил меня с иеромонахом Романом (Кошелевым), насельником Оптиной пустыни. Эти три встречи, эти три человека в корне изменили мою душу и всю мою жизнь.

Иеродиакон Илиодор и иеромонах Роман поручили ему возглавить благотворительный фонд «Покров». В настоящее время Самуил руководит уже несколькими большими проектами: тут и сам приют «Ковчег», и мобильный храм, и женский скит «Дракуны», и кабинет психологической помощи женщинам, собравшимся делать аборты. Не так давно заработал и еще один проект по оказанию помощи многодетным и малоимущим людям города Козельска. На директора фонда вышли представители городской управы и попросили его взять под опеку 1700 малоимущих и многодетных семей города. Теперь эти семьи через фонд «Покров» получают регулярную помощь в виде продуктов питания и одежды.


Дом милосердия

Когда Самуил Кюлян в первый раз приехал в дом, который был выделен под приют «Ковчег», он пришел в ужас. О каком бы то ни было комфорте говорить даже не приходилось. Плохо отапливаемая унылая коробка с окнами, горячей воды не было, свет отключали через день, едва-едва работающие батареи из прошлого века, допотопная сантехника... При этом счета за коммуналку шли такие, что Самуил просто схватился за голову.

– Мне постоянно приходилось писать какие-то письма и заявления, – рассказывает Самуил. – Ходить по инстанциям, объяснять, что мы живем на пожертвования и такие дикие счета за коммуналку просто не в состоянии оплачивать. Я постарался как можно скорее перевести дом на газовое отопление, отремонтировал сантехнику, обычные лампочки заменил на светодиодные, которые меньше «съедают» электроэнергии. И постепенно привел здание в нормальное состояние.

...Вскоре приют милосердия «Ковчег» начал принимать первых нуждающихся.

Самыми разными путями попадают сюда женщины. Одних направляют духовники, другие узнают про «Ковчег» посредством «сарафанного» радио или находят приют через социальные сети. Из Оптиной пустыни и Шамордино, Красноярска и Башкирии, Магадана и Кабардино-Балкарии приезжают одинокие женщины и мамы с детьми, женщины, которых мужья или сожители избили и выгнали из дома, и те, которые убежали сами, оказавшись не в силах выносить побои и издевательства. Многие приезжают без документов: мужья – законные или гражданские – нередко отнимают у них или рвут паспорта, карточки социального обеспечения, документы на детей, отбирают последние деньги…

«Ковчег» продолжал работать даже в самый разгар пандемии коронавирусной инфекции, даже тогда, когда многие другие приюты милосердия в России закрывали свои двери.

08

– Да, я активно взаимодействую в социальных сетях со всеми семейными приютами, – продолжает свой рассказ Самуил. – Когда началась эпидемия, приюты стали отказывать мамам с детьми, а мы продолжали и продолжаем работать. Мне звонили руководители этих приютов с одним и тем же вопросом: «А вы работаете?». «Конечно, – отвечал я им. – Не будут же выброшенные на улицу женщины с детьми ждать пока закончится эта пандемия. Зачем же называться приютом милосердия, если вы отказываете людям в помощи». «А как же коронавирус? Они же могут быть больными? И вам заразу могут привести», – говорили мне. «Ну и что? Будем лечиться, – отвечал я. – И я верю, что Бог нас не оставит». Но, вы знаете, за всё это время и по сегодняшний день ни один человек в «Ковчеге» не заболел коронавирусом.

«Ковчег» и его руководитель Самуил Кюлян не отказывают в помощи никому. Нередко в приют просятся пожить даже целые семьи: муж и жена с детьми, которые попали в трудную жизненную ситуацию и которым надо какое-то время, как говорится, где-то перекантоваться. В каждом таком случае Самуил сначала общается с этими людьми, потом рассказывает о них духовнику приюта, иеромонаху Роману (Кошелеву). И по его благословению принимает этих людей в приют. Правда, мужчинам жить в «Ковчеге» не дозволяется, – для них есть отдельный вагончик.

– Потому что «Ковчег» только для женщин, – говорит Самуил. – Я так и говорю каждой женщине, которая просится пожить в нашем приюте. «Ты можешь здесь жить столько, сколько потребуется, чтобы восстановить силы, нервы, успокоиться и быть готовой вернуться обратно в мир. От тебя ничего не требуют, только помогай приюту. Умеешь готовить, – добро пожаловать на кухню, умеешь копать и сажать, – помоги выращивать овощи, умеешь доить коров и коз, – замечательно, у нас не хватает рабочих рук на ферме. Моя мечта – чтобы к нам пришел кто-то, кто умеет хорошо печь хлеб, сладости. Я хочу, чтобы дети, живущие в приюте, могли есть домашнюю выпечку, вкусные домашние пироги. И еще мечтаю делать сыр. У нас ведь сорок коз, из них порядка двадцати – дойных.

Видно, Господь помогает Самуилу в его благих начинаниях. Рядом с приютом когда-то была старая заброшенная ферма. Самуил всю ее практически по частям разобрал и заново собрал. И получилась отличная ферма, где сегодня живут козы и две коровы. И это не только ферма, но еще и контактный зоопарк.

– На ферме я сделал специальные сетки-загончики, и теперь мы видим животных, а животные видят нас, детишки могут их покормить и погладить. Получился настоящий контактный зоопарк! Я сам получаю огромное удовольствие, когда захожу туда. Нам пожертвовали одну коров – Шуру. Она такая красивая! Шура родила нам Марту. Мы теперь молим Бога, чтобы нам еще одну корову подарили. А то 10-15 литров молока, которые дает Шура, конечно, маловато для всех наших ребятишек.

Эти разные, разные, разные женщины

Согласно официальным данным, более 20 тысяч женщин ежегодно подвергается насилию в семье. Это данные официальные, хотя эксперты полагают, что неофициальные данные в три раза превышают эту цифру. Многие женщины никуда не обращаются, считая, что ни полиция, ни прокуратура им не помогут. Порой такие женщины, оказавшись в семейной ловушке, терпят побои, насилие и издевательства от своих супругов на протяжении многих лет. В результате, как полагают психологи, у них формируется так называемый комплекс жертвы, с которым они живут всю свою жизнь. И лишь когда терпеть больше нет мочи, женщина-жертва либо идет на ответное насилие (но это бывает в редких случаях), либо бывает вынуждена бежать и прятаться. Но, как правило, женщины делают это не ради самих себя, а только ради детей.

– К нам приезжали разные женщины: избитые, побывавшие в сексуальном рабстве, морально и физически задавленные, травмированные. Первое время они были так запуганы, что боялись даже выходить из своих комнат. Потом постепенно отогревались, успокаивались и были готовы поговорить. К нам в «Ковчег» приезжает психолог, который работает с женщинами-жертвами домашнего насилия. Нас постоянно навещает отец Роман, он служит молебны, разговаривает с ними, успокаивает их. Я тоже с ними подолгу беседую, пытаюсь объяснить какие-то вещи. Ведь многие женщины даже сами не понимают, почему терпят домашнее насилие на протяжении многих лет. Ради детей? Но дети не скажут им «спасибо», когда постоянно видят свою мать избитую пьяным мужем и покорно сносящую все побои и унижения.

Женщины, которые находят спасение в «Ковчеге», по-разному реагируют на слова Самуила. Многие начинают прислушиваться и разбираться в себе. Но есть и такие, которые не хотят ничего слушать или обсуждать. Как ни печально, но порой в «Ковчег» попадают и те, кто хочет здесь жить так же, как и дома, ничего не делая, ни о чем не беспокоясь.

– Были у нас такие мамочки, – рассказывает Самуил Кюлян, – которые из своей комнаты спускались лишь три раза в день: на завтрак, обед и ужин. Или другие, которые сидели целый день на кухне и пили чай-кофе. И ничего не делали. Они привыкли так жить у себя дома и, попав в «Ковчег», хотели вести привычный образ жизни. Я осуждаю мужчин, которые поднимали руку на своих женщин. Но грустно, что многие женщины в какой-то мере сами провоцировали мужей на конфликты подобным поведением. У нас в «Ковчеге» есть определенные правила, есть послушания, как в монастыре, когда надо трудиться на благо приюта. А женщины в ответ на мои просьбы порой говорили мне: «А почему я должна что-то здесь делать? Хватит того, что я этим занималась дома. Здесь я хочу отдохнуть. Не трогайте меня!».

Да, есть не совсем приглядная сторона жизни у любого приюта милосердия, о которой не хочется говорить, но сказать надо. Есть женщины, которые, попадая в приют, начинают думать, что здесь все обязаны создавать им хорошие санаторные условия, заботиться о них и об их нуждах… При этом сами делать ничего не желают. Самуил рассказывал и о таких женщинах, которые за свою жизнь не научились мыть пол и чистить картошку.

– Иногда к нам попадали мамочки, которые делать ничего не умели. Они привыкли, что за них всегда кто-то все сделает: мама, тетушка, племянница… Наши правила предполагают послушания в течение восьми часов. А эти женщины от силы делали что-то по дому в течение двух-трех часов, и то с большой ленцой и напоказ. К примеру, я говорю им, что окна и полы должны быть всегда чистыми. И растения, которых у нас очень много, необходимо поливать. В итоге одна женщина просто возила грязной тряпкой по всем этажам, а цветы залила водой так, что некоторые погибли. Что тут скажешь?! Не умела она ничего делать, да и не хотела учиться: привыкла, что за нее всю работу по дому делает мама.

Среди тех 50 женщин, которые нашли в приюте убежище и возможность перевести дух, были две, с которыми Самуилу пришлось расстаться, проще говоря, попросить их покинуть «Ковчег».

– Обидно бывает, когда за всё, что ты делаешь, за всю твою помощь тебе платят черной неблагодарностью. Бывают, правда, очень редко, такие, как я их называю, «тяжелые мамочки». Одна, заметив, как я играю с детьми в приюте, стала распространять обо мне нехорошие слухи. Потом, правда, прибежала извиняться, говорила, что не поняла, не подумала... Но я рассказал об этой ситуации нашему духовнику, и он ответил: «Эта женщина должна в 24 часа покинуть «Ковчег». И еще была одна мамочка. Она постоянно тайком пила и курила, хотя курение и алкоголь в приюте запрещены. И вот однажды, напившись, стала интриговать против меня, подбивать других женщин от меня избавиться. Позвонила батюшке, пожаловалась, что я с ними слишком строг, заставляю их много работать по дому. С ней мы тоже расстались.

Люди бывают разные, очень разные по характеру и умонастроению. Ни в коем случае не оправдывая насилие в семье, хочется вместе с тем заметить, что конфликты неизбежны, если женщины ленивы и не хотят заниматься ни детьми, ни домашним хозяйством, если постоянно устраивают скандалы или плетут интриги против своих близких.

Чувствуется, что Самуил с болью вспоминает подобные случаи. Две женщины из пятидесяти… Не так уж много. В жизни нередки случаи, когда люди за оказанное добро в ответ платят злом. Но разве Господь не призывал всех христиан прощать своих обидчиков?

Но для всех остальных женщин, подвергшихся насилию, сексуальному рабству, избиениям и издевательствам, кто попал в «Ковчег» в трудное для себя время, этот приют стал главным и единственным спасением, убежищем от жизненных невзгод. За время, которое они проводят здесь, – а это, как правило, от полугода до года, – с ними работает психолог; они часто общаются со священником. Эти беседы помогают им восстановить душевное равновесие, обрести покой.

– Нам, конечно, очень помогает то, что батюшка постоянно находится с нами на связи, – говорит Самуил Кюлян. – Я стараюсь по возможности каждые выходные вывозить наших мамочек в Оптину пустынь, чтобы они могли поучаствовать в богослужениях. Правда, не все семьи воцерковленные, и не все мамочки к этому готовы. Многое дают им беседы с отцом Романом. Правда, времени у батюшки немного, – но как только появляется возможность, он спешит пообщаться с обитателями «Ковчега». Его здесь любят, к его словам прислушиваются.

...За месяцы, проведенные в приюте, женщинам восстанавливают утраченные документы: паспорта, социальные карточки, документы на пособия. А потом они возвращаются, как говорит Самуил, в большой мир. Только возвращаются окрепшими, набравшимися сил, возможно, что-то для себя понявшими и готовыми начать новую жизнь.

А приют милосердия для мам и детей «Ковчег» всегда открыт для тех, кто нуждается в защите и покое.

Материал подготовили Екатерина Орлова и Петр Селинов


Помочь приюту милосердия можно, перечислив средства на счет «Ковчега» любым удобным для вас способом:

Социальный Благотворительный Фонд «Покров»

ИНН 4009055629

КПП 400901001

ОГРН 1134000000463

ОКАТО 29216824001

Банк ОАО «Газэнергобанк» г. Калуга

БИК 042908701

Кор/счет 30101810600000000701

Расчетный счет 40703810608220021787

Юридический адрес 249736, РФ, Калужская область, Козельский район Киреевское-Второе, ул. Школьная, д.58.

Пожертвование в Социальный Благотворительный Фонд Покров - сбор пожертвований на рассчетный счет через карту (разово или по подписке);

Пожертвования - Помочь фонду - тоже сбор пожертвований;

Cтраница фонда, актуальные новости - Инстаграм.

Генеральный директор: Кюлян Самуил +7 (985) 078-78-78

Материалы по теме

Публикации:

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Троицкий Рождества Богородицы Оптин женский монастырь
Фильм о жизни Соловецкой обители
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Троицкий Рождества Богородицы Оптин женский монастырь
Фильм о жизни Соловецкой обители
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Петропавловский мужской монастырь
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь