«Монастырский вестник» №8-9

Номер приурочен к празднованию 700-летиия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Преподобный Сергий является образцом для русского монашества, а основанная им Троице-Сергиева лавра стала центром благочестия и монашеской традиции на Руси. Монашескому наследию Игумена земли Русской и его последователей посвящен этот номер.

Официальные материалы. События

  • Священным Синодом Русской Православной Церкви принят ряд важных решений, касающихся жизни монастырей
  • Патриарх Московский и всея Руси Кирилл надеется на восстановление монастырей в Кремле
  • Решением Синода Белорусской Православной Церкви образован Синодальный отдел по делам монастырей и монашеству
  • В Свято-Троицком Серафимо- Дивеевском монастыре состоялись торжества, посвященные памяти прп. Серафима Саровского

700-летие преподобного Сергия Радонежского. Хроника празднования

Тема номера

Ольга Богданова

16-18 июля 2014 года в Хотьково и Троице-Сергиевой лавре состоялись торжества, посвященные 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. В праздновании участвовали более ста семидесяти тысяч человек

Портрет преподобного на фоне русской истории

Исторический ракурс

Великий русский святой преподобный Сергий Радонежский – уникальная фигура в отечественной не только церковной, но и государственной истории. О глубинной взаимосвязи подвига великого монаха отшельника и фундаментальных основ русского мира в интервью нашему журналу рассказывает профессор Московской духовной академии Владимир Михайлович Кириллин

Лучше гор может быть только горный монастырь: заметки о монастырях и монашестве Пятигорской и Черкесской епархии

Духовная география

В 7 часов утра нас разбудил хор пернатых, облюбовавших окрестности горы Бештау (в переводе с карачаево-балкарского название обозначает «пять гор», собственно, то же самое, что и «Пятигорск»). В конце XIX века в окрестностях этого курортного города, на горе-заказнике Бештау, поселились два русских монаха, прибывших сюда со Святой Горы Афон, из монастыря Хиландар. Причина переселения была прозаической и довольно распространенной для того времени: русские монахи на Афоне должны были платить специальный налог в пользу страны, их приютившей. Для простых монахов-тружеников этот оброк был в тягость, поэтому многие обители Северного Кавказа, Абхазии устраивались бывшими святогорцами.

«Кавказ для русских людей – это родная земля»

Актуальное интервью

Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт

Сегодня в Пятигорской епархии три монастыря, утвержденных определениями Священного Синода. Два (Бештаугорский мужской и Троице-Серафимовский женский в Зольском районе Кабардино-Балкарии) восстановлены на месте дореволюционных обителей. Георгиевский женский на горе Дубровке (близ Ессентуков) создан заново. Формируются монашеские общины вокруг закрытых в советский период Александро-Афонского Зеленчукского мужского и Спасо-Преображенского Сентинского женского м настырей, созданных нашими предшественниками во второй половине XIX столетия на месте древнейших в России христианских храмов I-ого тысячелетия. Поток желающих принять постриг не бурный, но постоянный. Радует, что люди видят себя насельниками монастырей, а не «тайными монахами»

Материалы по теме

Актуальные вопросы современного монашества

Богословие

Игумения Иулиания (Каледа)

Монашеская жизнь есть, по словам святых отцов, жизнь равноангельная, совершающаяся не по законам мира сего, а по иным, небесным, законам и потому сопряженная с постоянным преодолением соблазнов внешних и внутренних. В этом мироотреченном жительстве все упование возлагают монашествующие на Небесную помощь, пре жде всего, Пречистой Богоматери, первой совершен ной Монахини, Девы, явившей Собою неповторимый пример всецелого посвящения Богу – и сердцем, и мыслью, и волей, и всеми телесными силами.

«Отцы и братия, матери и сестры! Будем благо словлять тот день и час, когда благоволил Бог, чтобы мы убежали из мира и приняли монашеское пострижение. Благодарение Богу, призвавшему нас к блаженному и дивному образу жизни монашеской! Бог нам, мона хам, даровал и особую великую благодать, состоящую в том, что, избрав нас из среды всех, поставил пред Лицем Своим на служение державе Его. Смотри же теперь всякий тщательно: сообразно ли со званием, к коему призван, ходит он, и точно ли ни о чем другом не заботится, как только о том, чтобы угождать Богу». Так, словами преподобного отца выразим первоочередную необходимость современного монашества – осознание главных монашеских принципов.

«Обсуждение проекта «Положения о монастырях и монашествующих» еще не закончено»

Комментарии

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин) Пресс-секретарь Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятель московского подворья Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь архимандрит Мелхиседек (Артюхин) проанализировал комментарии участников интернет-дискуссии к новой редакции проекта «Положения о монастырях и монашествующих

Материалы по теме

Наследие древних отцов и современный опыт молитвенного делания

Богословие

Игумения Мелания

Огромное желание богообщения разжигало сердца древних отцов, оставивших чудное наследие своего делания – умно-сердечную молитву. О ней-то, пусть и недостойно, но испросив молитв всех святых, мы и поговорим. Умно-сердечная молитва, согласно святым отцам, называемым трезвенными, – это сосредоточение человеческого ума в его сердце, в котором проговаривается краткая молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Конечно, как говорит святой Исаак Сирин, молитва – это и тайно совершаемый разговор, и всякое тщание о благом помышлении в Боге, и изучение всего духовного. Различные чтения, славословие Богу, коленопреклонения, молитвословия научают нас настоящей молитве. Это поучение является ценным наследием, делающим нас обязанными перед Великим Господом Богом, а также перед нашими священными отцами. Наша обязанность – правильно и с большим трезвением использовать молитву в личном предстоянии Богу и для встречи с Ним в нашем сердце.

Делатель трезвения, григориатский монах Авксентий

Книжная полка

Предлагаем читателям фрагмент из недавно вышедшей книги «Новый Афонский патерик». Составитель этой книги – один из уважаемых афонских старцев, по смирению пожелавший остаться неизвестным. Более 30 лет он собирал и систематизировал повествования и изречения, отражающие аскетическое и исихастское Предание Святой Афонской Горы. Его восемьсотстраничная книга, вышедшая на Афоне в 2011 году, выдержала несколько переизданий. Ради удобства читателей и с благословения старца русский перевод выходит в трёх томах: «Жизнеописания», «Сказания о подвижничестве» и «Рассказы старца Паисия и других святогорцев», которые объединены общим названием «Новый Афонский патерик». Первый том патерика содержит ранее не известные жития 25 афонских подвижников, по большей части наших старших современников, угождавших Богу в середине XX века. Выход второго тома запланирован на осень 2014 года

«Новый Афонский патерик»

Отзыв на книгу

Иеромонах Далмат (Юдин), насельник Троице-Сергиевой лавры

Как говорит в предисловии авторсоставитель (касательно всех трех томов), материал книги собирался долго, тщательно, а достоверность его подкреплена тем, что принятое в книгу запечатлено личным свидетельством святогорских отцов. Весь собранный материал (как житийный, так и готовящихся вскоре выйти томов с рассказами и краткими высказываниями о христианской подвижнической жизни) изложен составителем насколько было возможно просто, искренне и без преувеличений. Сказанное поставим в несомненную заслугу составителя, ибо неспешность и тщательность – свидетельство рассудительного подхода, ответственности за слово, работы со страхом Божиим

Выставка «От преподобного Сергия Радонежского до преподобного Серафима Саровского. Монастырские традиции в русском искусстве»

Церковное искусство

Тамара Амелина

Выставка «От преподобного Сергия Радонежского до преподобного Серафима Саровского: монастырские традиции в русском искусстве», открывшаяся в Настоятельском корпусе Спасо-Андроникова монастыря 9 июля 2014 года, стала еще одним заметным культурным событием в программе празднования 700-летия преподобного Сергия Радонежского. Организаторы – Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева и Фонд содействия сохранению культурного, исторического и духовного наследия имени преподобного Андрея Рублева. По их словам, данная «многотрудная» экспозиция, несмотря на камерный характер, имеет значимое звучание. Выставка будет открыта для всех желающих в течение трех месяцев, до 9 октября 2014 года.

Обыкновенные чудеса преподобного Сергия

Эссе

Иван Пырков, Наталья Кочелаева

Почти полтысячелетия прошло, а комки чернозёма, хранящие, кажется, дух самой земли, видятся за летописным полууставом всё отчётливее и отчётливее

Материалы по теме

Предстоятель

Новости

Публикации

Монашество

Монастыри

Свято-Троицкая Сергиева лавра
Московская область, Сергиев Посад, Красногорская площадь, 2
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
141370, Россия, Московская область, Сергиево-Посадский р-н, г. Хотьково, ул. Кооперативная, вл. 2
Свято-Троицкий женский монастырь с. Совхозное
Россия, Кабардино-Балкарская Республика, Зольский район, село Совхозное
Свято-Троицкая Сергиева лавра
Московская область, Сергиев Посад, Красногорская площадь, 2
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
141370, Россия, Московская область, Сергиево-Посадский р-н, г. Хотьково, ул. Кооперативная, вл. 2
Свято-Троицкий женский монастырь с. Совхозное
Россия, Кабардино-Балкарская Республика, Зольский район, село Совхозное
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Сурский Иоанновский женский монастырь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь