«Монастырский вестник». 2016. №4(28)

Тема номера: Медиа как служение

Монастырям не всегда надо идти «на поводу» у СМИ и принимать их повестку дня, их акценты в информационной картине окружающего мира. Иногда важно «переламывать» тенденции, то есть предлагать свои, душеполезные темы для сюжетов. Главное, делать это естественно, без лишнего нажима и навязчивости – никаким СМИ не понравится, если монастыри захотят вести диалог с ними с позиции всезнающих учителей. Больше чуткости и доброты – и результат будет.

В каком-то смысле СМИ сегодня становятся тем полем, где разворачивается битва за умы и сердца наших современников, и эту битву мы не имеем права проигрывать. А чтобы не было робости, чтобы коленки не дрожали, будем вспоминать апостола Павла, который выиграл эту битву, не идя ни на какие компромиссы с совестью, со своим учением, но находя правильный язык в общении с теми, кто его слушал

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Официальные материалы. События

  • Заседание Общественно-попечительского совета Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря
  • Святейший Патриарх Кирилл возглавил открытие фотовыставки «Под покровом Пресвятой Богородицы: жизнь и быт монастырей Афона»
  • Патриарх Болгарский Неофит и болгарский царь Симеон II посетили Высоко-Петровский монастырь

Сайт каждого монастыря должен быть уникальным

Интервью

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)

Зачем монахам интернет, должен ли у каждого монастыря быть свой сайт и почему нельзя сторониться социальных сетей журналу «МВ» рассказывает пресс-секретарь Синодального отдела по монастырям и монашеству архимандрит Мелхиседек (Артюхин)

Монастырям не всегда надо идти «на поводу» у СМИ и принимать их повестку дня, их акценты в информационной картине окружающего мира. Иногда важно «переламывать» тенденции, то есть предлагать свои, душеполезные темы для сюжетов. Надо обязательно контролировать те сюжеты и новости, которые выходят о монастырях и Церкви вообще. Об ошибках или некорректно поданной информации нужно сразу заявлять в соответствующее СМИ или надзорный орган. Здесь важно тесно сотрудничать с епархиальными структурами Отдела по взаимодействию с обществом и СМИ.

«Отправитель – Оптина пустынь»

Исторический ракурс

Если бы золотая пора оптинского старчества пришлась на наше время, то в «медиаслужении» – на просторах интернета и социальных сетей – преподобные отцы могли бы занять уверенное первое место. В свое время они потрудились практически во всех доступных литературных жанрах: аскетика, дневники, летописи, жития, комментарии к святым отцам, поэтические сочинения, беседы. Своеобразной предтечей современных православных интернет-порталов можно назвать их обширную переписку с духовными чадами

В Оптиной окормлялись совершенно разные люди: их политические, экономические взгляды, культурный, образовательный уровень, степень религиозного просвещения представляли собой срез всего российского общества. То-то и удивительно, что со всеми этими людьми подвижники умели находить общий язык. Стоит особо отметить, что никакого уничижительного тона к русской интеллигенции (которую часто ругают в «отрыве» от народа) старцы не имели; они «не угождали внешней учености или одаренности представителей этой прослойки, но и не принижали ее значения.

«С Афона к нам пришло благословение Божией Матери»

1000 - летие Русского Афона

Монах Ермолай (Чежия)

Заведующий архивом и библиотекой русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне монах Ермолай (Чежия) рассказал, как будет проходить празднование тысячелетия Русского Афона, какие мероприятия к этой дате готовит братия обители и где можно уже сейчас познакомиться с издательскими и исследовательскими проектами афонитов

Русские монахи первоначально жили в обители Ксилургу, но это была маленькая обитель. Русское монашество настолько умножилось, что встал вопрос о расширении монастыря или предоставлении ему более обширной новой обители. И Священный Кинот Святой Горы Афон принял решение предоставить русским монахам новую обитель так называемого Фессалоникийца, неподалеку от Ксилургу. Эта обитель была в честь святого великомученика Пантелеимона. И в 1169 году русские монахи во главе с игуменом Лаврентием переехали в новую обитель и с тех пор живут там до сих пор. Ныне она называется Старый или Нагорный Русик.

Нило-Столобенская пустынь.

Духовная география

Сердце Селигера Великие подвижники духа уходили в места укромные, глухие, безлюдные. Дремучий лес, непроходимые болота, озера, ни одной деревни, поселка вблизи – чем пустынней край, тем сосредоточенней подвиг. Уходили монахи с одной целью: спасти самих себя. Но их находили подвижники такого же духа, и место пустынного подвига становилось известным духовным центром. Так случилось и с Нило-Столобенской пустынью на Тверской земле

На озере Селигер – месте, сейчас уже, говоря современным языком, «широко разрекламированном» – можно встретить представителей самых разных слоев общества. Тут и семьи с детьми, приехавшие полюбоваться красотами природы, и компании молодых людей, ценящих активный отдых, и пожилые люди, неспешно прогуливающиеся вдоль берегов, и участники многочисленных массовых мероприятий, тематика которых широка, как отдельные места озера. Практически все они – в гостях у Селигера. Но есть здесь и свой законный хозяин, чья родословная исторически переплетена с верхневолжским краем. Хозяин этот – Нилова пустынь – монументально, непоколебимо стоит на острове, именуемом Столобным. По одной из версий, топонимика восходит к располагавшимся здесь столбам – жертвенникам языческих капищ, которые имели место в уже крестившейся Руси. В отдаленных лесах в Средние века встречались они довольно часто. В такое вот «намоленное» языческими жрецами место и явился в 1541 году монах Нил. Бывшие «владельцы» капища были не рады благочестивому иноку – подвижнику пришлось выдерживать многолетнюю осаду «духов злобы поднебесных», насылавших на него напасти одна за другой. Пережил он и тоску одиночества, и стихию пожара, и бесовское страхование.

«Как жить и развиваться монастырям в современных, быстро меняющихся условиях»

Интервью

Архимандрит Аркадий (Губанов)

Это такой журналистский, публицистический взгляд на Церковь, точка зрения внешнего человека. Церковь на земле воинствующая. И даже если нет внешних, видимых сил, противостоящих ей, то остается враг невидимый – дьявол, который не устает досаждать роду человеческому. Сейчас да, можно сказать, что по сравнению с кризисными 90-ыми страна в целом живет лучше. Это время относительного материального благополучия. Но опять же, как в советские годы уйти в монастырь было не только духовным, но и социальным подвигом, так и в наше время. Ведь сытость и довольство – это тоже искушения. Бросить вызов комфортной жизни, удовольствиям – тоже подвиг. Поэтому борьба продолжается. Многих православных, я знаю такие примеры, даже на работу в крупные корпорации не берут, потому что они не вписываются в неписаные правила поведения... Сытости в Церкви, в смысле пресыщения, конечно, нет. И его не будет, потому что Бог – Отец наш, Он не даст чрезмерного богатства, богатства во вред. Как сказали мне однажды старые священники, «в Церкви никогда богатым не будешь, но и с голоду не помрешь».

Мастерская Черниковых

Трапеза

Квас, брусничный морс, монастырское печенье и коврижки – это уже звучит аппетитно. Но приготовить их так, как делали это наши благочестивые предки, – целая наука. Журнал «МВ» нашел тех, кто возвращает старинные рецепты из подзабытого прошлого в меню наших современников

Многое из кулинарных традиций Руси утеряно. Вероятно, восстановить точные, аутентичные рецепты далекой старины уже не представляется возможным. Мы путешествуем по разным регионам России: центральной части, Алтаю, Уралу, Сибири – приезжаем в глухие деревни, стараемся разыскать старожилов, чтобы из первых уст получить сведения о кулинарном мастерстве наших благочестивых предшественников. Наши «кулинарно-реставрационные» проекты мы осуществляем совместно с Новоспасским монастырем по благословению наместника обители епископа Воскресенского Саввы.

Регистрация монашествующих по месту пребывания

Юридическая консультация

Игумения Ксения (Чернега), руководитель Юридической службы Московского Патриархата, настоятельница Алексеевского ставропигиального женского монастыря города Москвы, отвечает на вопросы журнала «МВ»

ФМС соглашается восстановить практику регистрации граждан по месту жительства в монастырях при условии вселения монашествующих в конкретные жилые помещения на территории монастырей с фиксацией адресов и номеров этих помещений в паспортах монашествующих. С данной позицией ФМС трудно согласиться ввиду того, что, как правило, жилой фонд на территории монастырей отсутствует. Кроме того, регистрация монашествующих в конкретных кельях приведет к невозможности их перевода в другие кельи. Сложности возникнут и со снятием монашествующих с регистрационного учета в случае их исключения из обители.

Святитель Николай Японский: «Роль наша не выше сохи»

Личность

Не каждый монах спасается в стенах монастыря. Есть иноки, призванные покинуть пределы не только братской общины, но и родного края. Иноки, которым суждено не укрыться от мира, а вступить с ним в еще более тесное общение, чем даже мирским людям. Служа Небесному Отцу, служить народам неведомым и далеким. Таким монахом был святитель Николай (Касаткин), просветитель Японии, миссионер, признанный равным самим Апостолам

Первым «христофором» – несущим Христа, имя Христово – в стране восходящего солнца стал католический иезутский монах, испанец Франциск Ксавье. Первоначально миссия Ватикана была успешной: христианство принимали многие, в том числе японские князья Оунго, Арима и Омура (1582 г.).Однако иезуиты делали акцент на обрядовую сторону религии, более того, они не брезговали методами насилия и угроз. Такая «не апостольская» проповедь не могла привести японцев к действительному покаянию – под налетом христианской традиции скрывалось простое язычество. Кроме того, Ватикан и его миссионеры практически открыто стремились к прямому господству над новообращенными; это была уже даже не религиозная миссия, а политическая. Реакция местного населения и особенно элиты была вполне предсказуемой. «Несмотря на повсеместное распространение в XVI веке, христианство не оказало почти никакого влияния на национальную этику и характер японцев. Если в первые века христианства гонения не могли уничтожить его, а только еще более укрепляли, то здесь этого не видно. Причина в указанном различии приемов распространения христианской веры. Грубое насилие иезуитов не могло, конечно, привить в сердцах новообращенных того, что давала проповедь любви и мира истинных и ближайших учеников Христа».

«Духовная ось мира»: монашество глазами литературы

Словесность

Что знает о монахах большинство мирян? Они много молятся, трудятся и сугубо постятся. Но внутренняя жизнь монастырей – даже для их прихожан – остается terra incognito. Отсюда – благоговение и трепет с одной стороны, и повышенный интерес и ошибочные стереотипы – с другой. Проникнуть в «не парадную» монашескую жизнь часто помогает искусство, в частности – литература

Как это ни странно на первый взгляд, среди гениев русской литературы найдется весьма немного по-настоящему воцерковленных людей. По меткому замечанию М.И. Масловой, «если обратиться к отечественной литературе последних трех столетий, выделяя наиболее крупных ее представителей, можно заметить, что православная тема оставалась на периферии творческого интереса большинства русских писателей. Она не оказала заметного влияния ни на сюжеты, ни на проблематику произведений. В тех случаях, когда церковная жизнь оказывалась предметом изображения, она нередко становилась объектом сатиры и обличения. Мировоззренческой основой художественного произведения православие являлось в самых редких случаях...».

Золото речей

Отцы Церкви

Святитель Иоанн Златоуст воспринимается любым современным христианином как зерцало правды, его сочинения – путеводитель в богословии, его жизнь – исключительный образец непрестанного благовестия

Три человека сыграли решающую роль в духовном становлении юного Иоанна: его мать Анфиса (о которой ритор Ливаний, язычник, учитель будущего святого, говорил с восхищением: «Какие женщины есть у христиан!»), пресвитер Флавиан, будущий епископ Антиохии, и тогдашний ее святитель Мелетий (характер столь чистый, что даже его противники не могли найти в нем ничего порочного, а тогда, при желании, находили быстро). Немаловажен и тот факт, что во времена отрочества и юности Иоанна Златоуста его семья находилась в лагере «мелетиан», то есть людей, гонимых официальной арианской церковью. А в рядах гонимых, как правило, остаются самые честные и самые стойкие. Поэтому будущий святитель ни в чем не погряз – его хранила чистота традиций семьи и местной христианской общины. Именно они созидали его высокую моральную устремленность, его аскетическую и уникальную каритативную направленность. Как справедливо заметил Александр Дворкин, Иоанн Златоуст «по складу своему был человеком доконстантиновской эпохи, воспринимавшим свое христианство очень всерьез»

Материалы по теме

Новости

Публикации

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)

Доклады

Монастыри

Макарьева пустынь
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Петропавловский мужской монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь