Сайт Синодального отдела по монастырям и монашеству не в первый раз обращается к истории и современной жизни Курского Свято-Троицкого женского монастыря. «Монастырский вестник» уже писал о духовных наставниках сестринской общины, приехавшей сюда чуть более десяти лет назад по приглашению схимитрополита Ювеналия (Тарасова) из Иосифо-Волоцкого монастыря. Мы также знакомили посетителей сайта с некоторыми направлениями работы Историко-архивной комиссии по изучению материалов о репрессированных священно-(церковно) служителях Курской епархии, в состав которой входят игумения обители Сусанна (Барыкина) и монахиня Иустина (Трофимова). Волнующими до слез стали воспоминания насельницы Свято-Троицкого монастыря схимонахини Антонии (Тяпкиной), ушедшей на фронт в 17 лет и всю войну прослужившей связистом.
Но тема возрождения разоренной обители неисчерпаема. В помощь тем, кому еще только предстоит заново строить монастыри и возрождать в них монашескую жизнь, мы попросили настоятельницу Курского Свято-Троицкого женского монастыря, игумению Сусанну рассказать, как молитвами и трудами сестер и прихожан обители были восстановлены монастырские храмы; о благодатной помощи Царицы Небесной и духовных покровителях монастыря.
Процесс возрождения обители после десятилетий запустения и поругания сопряжен с трудностями разного плана. И все же многие говорят, что на этом пути встречается и много радости. Матушка, остались ли в Вашей памяти радостные моменты, связанные с восстановлением монастырских храмов?
Расскажу примечательную историю, которая нас поразила и порадовала. Перед открытием Смоленского храма, где до этого располагалось жилье для паломников, мы сделали небольшой ремонт. Полы не меняли, только заново оштукатурили, покрасили стены и потолки. А сбоку, с улицы была маленькая дверца. Мы стоим и рассуждаем: «Такой проем красивый арочный! Скорее всего, тут должна быть большая дверь». Сомнения долго одолевали: была эта дверь или ее не было? Как узнать? Разве что разобрать весь арочный проем?! И вот на свой страх и риск, помолившись, стали потихоньку отбивать штукатурку и кирпичи. Вскоре открылся красивый проем для двери во всю арку. Стали думать, какую дверь здесь установить. Конечно, самый лучший вариант – массивную дубовую. Но у нас тогда денег не было – только на продукты. И все же решили обойти мастерские, чтобы узнать стоимость дубовой двери. Нам назвали сумму –150 тысяч рублей. Это было около восьми лет назад и услышанное прозвучало для нас так, как бы сегодня прозвучало 150 миллионов рублей... Откуда взять такие деньги? Нет, надо что-то попроще делать. Тут одна из сестер, мать благочинная говорит: «Но ведь это храм Матери Божией! Уж если делать, так делать дубовую – самую лучшую!» – «У меня у самой сердце кровью обливается, но ведь нет средств!» – отвечаю ей. Решили молиться: просить у Матери Божией эту сумму. И где-то через неделю приезжает к нам одна женщина и достает из сумочки 150 тысяч рублей. Ровно столько, сколько требовалось. Мы расплакались… Да, было такое чудо!
Фамилию благотворительницы называть не буду, поскольку человек она очень скромный. Скажу только – раба Божия Ирина из подмосковного Красногорска. Другой скромный человек, раб Божий Владимир из Москвы, организовал бригаду, которая приехала к нам и бесплатно, во славу Божию, сделала электропроводку во всех трех монастырских храмах – Троицком, Смоленском, Новодворском. Приехали специалисты со своими материалами и выполнили работы на высшем уровне, по самым современным технологиям. Как тут не радоваться?! Господь приводит людей. Господь нам дарит радость постоянно, только успевай Его благодарить за великую милость. Многое хочется успеть сделать. Вот, например, в Троицком соборе мы обнаружили солею, рубленую секирами, предположительно сделанную в XVII веке. Пригласили мастеров, те подтвердили наши предположения относительно XVII века и сообщили, что на изготовление каждой половицы, уходил целый дуб. Показала я солею нашему правящему архиерею – митрополиту Курскому и Рыльскому Герману. Он спросил: «Что собираетесь делать?» – «Реставрировать», – ответила. Владыка одобрил. Не знаю пока, как, но думаю над этим вопросом.
Восстановленный в честь чудотворного образа Божией Матери «Новодворская» храм освящен ведь совсем недавно?
Да, в начале нынешнего года, в день отдания праздника Рождества Христова. Торжественный чин освящения храма и первую Божественную литургию совершил митрополит Курский и Рыльский Герман. С самого начала, с тех самых часов, когда пришлось ломать кирпичные перегородки, исказившие внутреннее пространство церкви (последнее время здесь находилась областная библиотека для незрячих), нам хотелось, чтобы это был храм в древнерусском стиле: заходишь в него, и душа ликует. Потому мы решили украсить его стены фресками, взяв за образец росписи Ферапонтова монастыря Вологодской области мастера Дионисия (к. XV–нач.XVI вв.). Ряд традиционно изображаемых святых дополнили новомученики и исповедники Церкви Русской. Голубой фон, характерный для древнерусской настенной живописи, не случаен – он символизирует собой Нетварный Божественный Свет. Кстати, начали мы расписывать храм именно с придела преподобного Иосифа Волоцкого, тепло вспоминая подмосковную Волоцкую обитель, где зародилось наше сестричество, возраставшее под духовным водительством митрополита Питирима (Нечаева) и матушки Антонии (Сухих).
Обычным для монастырей является наличие нескольких храмов. Не исключением стала и наша обитель, в которой находится семь престолов. Необычно лишь то, что все они представляют собой единый храмовый ансамбль, состоящий из 3-х храмов, построенных в разное время: в период с XVII по ХIX вв. Главный монастырский престол освящен в честь Пресвятой Троицы, имеет приделы в честь Рождества Иоанна Предтечи (южный), святителя Иоасафа Белгородского и преподобного Серафима Саровского (северный). Три другие престола освящены в честь икон Пресвятой Богородицы «Смоленской», «Новодворской», «Иверской». И седьмой престол – в честь преподобного Иосифа Волоцкого и всех русских святых.
Икона Божией Матери «Новодворская» – один из особо чтимых образов в нашей обители. По преданию, первообраз был написан святителем Петром, митрополитом Московским, в XIV веке. В то время святитель пребывал в монастыре на Волыни, в урочище Новый Дворец, откуда и пошло наименование иконы. Копия этой иконы издавна хранилась у нас, и, как гласит предание, от нее было явлено чудо. Однажды обитель посетила странница, которая, увидев Новодворскую икону, со слезами пала пред ней на колени в молитве. На глазах сестер Царица Небесная явила дивное знамение: икона опустилась к молившейся, которая тут же получила исцеление от тяжкого многолетнего недуга. Женщина рассказала, что потеряла всякую надежду на выздоровление, но как-то в сонном видении она увидела Божию Матерь, обещавшую ей полное исцеление, если та разыщет образ, виденный во сне. После долгих странствий болящая нашла эту икону в Курской женской обители.
В прошлом же веке во время гонений, когда святые образы предавались поруганию, образ Божией Матери «Новодворская» был перенесен в Сергиево-Казанский кафедральный собор, построенный родителями батюшки Серафима Саровского. В 1994 году стараниями монахини Сергии (Сухочевой), которая еще маленькой девочкой была взята в нашу обитель, затем после ее закрытия служила в кафедральном соборе алтарницей, чудотворная икона возвратилась домой...
Преподобный Серафим жил совсем недалеко отсюда. Скажите, дошли ли до наших дней какие-то сведения о том, бывал ли здесь батюшка Серафим в детстве, молился ли он вместе с монахинями?
Усадьба родителей святого – купца Исидора Мошнина и его супруги Агафьи – располагалась действительно неподалеку, примерно в двух кварталах отсюда. По преданию, маленький Прохор (будущий Серафим) ходил в наш монастырь вместе с матерью. Детское сердце не может быть нечутким, особенно – к молитве монашеской. Думается, атмосфера древней обители, яркие образы женского монашества – строго аскетической жизни инокинь, их молитвенного и трудового подвига – оставили глубокий след в душе будущего святого. И хотя это исторически не доказано, но можно предположить, что духовные впечатления и переживания отрочества впоследствии нашли свое отражение в неусыпном попечении преподобного Серафима о женской Дивеевской общине. Вполне вероятно, что устроение преподобным одноименного Курскому женского Свято-Троицкого Дивеевского монастыря отчасти связано с запечатленными в его памяти образами детских молитвенных созерцаний
По пути сюда мы услышали: мол, обитель находится на таком крохотном пятачке в центре города, что сестры могут выйти из келейного корпуса только в храм, расположенный в двух шагах, а вот подышать свежим воздухом им совершенно негде...
Сейчас мы стараемся как-то решить проблему, с Божией помощью возвращая монастырскую территорию. Высаживаем на возвращенной земле деревья, цветы, облагораживаем ее. Вон видите – розарий. Есть и ореховые деревья – грецкие орехи хорошо у нас вызревают. Летом в этих краях жара бывает за сорок. Разумеется, сестры не пойдут в городской парк, чтобы посидеть, подумать, помолиться в тени. А здесь мы установим лавочки в тени деревьев. И смотрите, какая панорама открывается, виден широкий горизонт: сиди вечером и любуйся красотой Божьего мира. Еще недавно на этом участке монастырской земли была спортивная площадка, где играли в футбол учащиеся соседнего ПТУ. Землю долго нам не хотели отдавать, хотя на разных уровнях, в разных инстанциях знали, что именно здесь был когда-то монастырский некрополь. Ведь всегда во все времена часть монастырской территории отводилась под захоронения. А где хоронили? В восточной части, за апсидой храма. Я пошла к директору ПТУ и спросила: «Скажите, пожалуйста, какую цель Вы преследуете?» – «Воспитание физически здоровых детей», – ответил он. – «Хорошо, – продолжила я, – дети будут накачанные, с бицепсами и бездушные?». – «Почему Вы так думаете?» – удивился директор. – «А если ребята с голыми торсами гоняют мяч на костях, какими они вырастут?!» – продолжила я. В общем, спустя время отдали нам этот участок. С помощью благотворителей была возведена высокая монастырская стена, отгородившая нас от мирского шума, мирской суеты. Здесь есть и игуменские захоронения. Собираемся поставить кресты. Один поклонный крест уже поставили.
Обитель, имеющая более чем 400-летнюю историю, освящена молитвами подвижниц, подвизавшихся в ней. Насколько остро современная монашеская община чувствует духовное родство со своими предшественницами?
Скажу так: духовное родство мы чувствуем постоянно. В течение дня сестры непрерывно читают Псалтырь с поминанием живых и усопших, по синодику молятся за прежних настоятельниц и насельниц обители. Исторические сведения о подвигах воспитанных обителью высокодуховных подвижниц и благодатных стариц придают нам силы, помогая укоренить в сердце мысль о преемственности молитвенного делания. Многие факты из прошлого волнуют душу, возбуждают желание молиться. В праздник Светлого Христова Воскресения вспоминаем двух насельниц – схимницу Александру и монахиню Ангелину, которые скончались вместе в первый день Пасхи 1895 года. Монахиня Ангелина была взята в монастырь трехлетней девочкой и впоследствии стала регентом. С детства она вела строго подвижническую жизнь и вкушала самую грубую пищу. А то, что приносили благодетели, отдавала беднякам. На Страстной седмице в Великий Четверг обе они причастились. Когда завершилась Пасхальная утреня, обе на приветствие сестер «Христос воскресе!» ответили: «Воистину воскресе!» и после этого мирно почили...
Среди подвижниц XIX века особо замечательной была прозорливая старица – блаженная Евдокия (Расторгуева), обитавшая в холодной угловой башне монастырской стены. Глубоко почитая ее за силу молитвы и прозорливые предсказания, к ней шел и шел народ. Поступив в обитель двадцатилетней девушкой, она всю жизнь несла подвиг юродства. Печь никогда не топила, даже зимой ходила без чулок. Ночи она проводила практически без сна, в пении псалмов и горячей молитве. Когда на 75-м году жизни праведница отошла ко Господу, проститься с ней собрался почти весь город...
Монастырь был славен своими настоятельницами. На основании сохранившихся сведений мы можем назвать имена 21-й игумении и время настоятельства каждой. С некоторыми из них связаны события, украсившие монастырскую летопись. Например, игумению Софии (года жизни 1817-1909) еще при жизни называли старицей. Она управляла обителью 44 года. Во время настоятельства матушки Софии монастырь достиг особого расцвета. Благодаря ее мудрому духовному руководству, в монастыре сложились традиции строгой иноческой жизни. Сестричество возрастало не только численно (до 700 насельниц), но и духовно. Благочестие сестер было отмечено многочисленными синодальными и епархиальными наградами. Известны многие имена благодатных стариц и высокодуховных подвижниц – духовных чад матушки игумении. Она несла большие труды по строительству и хозяйству обители. Матушка София принимала активное участие в делах милосердия. Она являлась попечительницей двух приютов для детей-сирот. Во время Русско-турецкой войны взяла под монастырскую опеку курский лазарет, оказывала помощь раненым воинам продуктами, деньгами и одеждой. Матушка настоятельница и монахини служили сестрами милосердия. Игумения София приумножила и укрепила традиции духовного просвещения, образования и воспитания не только в Курске, но и далеко за его пределами. В течении 29 лет она являлась попечительницей женского епархиального училища, много лет руководила монастырской церковно-приходской школой. Училище и школа считались образцовыми в воспитательном и учебном отношении, и для ознакомления с методом преподавания учебные заведения посещали обер-прокуроры Св.Синода.
Матушка София проводила большую научно-просветительскую работу, являясь членом Курского миссионерско-просветительского братства, Курского отдела императорского православного Палестинского общества, принимала активное участие в работе Императорского археологического общества. За просветительскую и воспитательную деятельность игумения София была отмечена тремя драгоценными наградными крестами из кабинета Его Царского Величества. Ее знали Российские Императоры; вся деятельность игумении Софии была направлена на почитание и любовь к самодержавной священной власти. Игумения София находилась в духовном общении со многими известными людьми того времени, ныне прославленными, в частности, со святым праведным Иоанном Кронштадтским. Матушка София являла собой пример служения Церкви и Родине, глубокой любви к иноческой жизни. В духовном завещании она написала следующие слова, полные благодарности Богу: «Благодарю Тя, Господи, Боже мой, яко неизреченным милосердием Твоим вложил в сердце мое избрать житие иноческое!» Заслуга игумении Софии заключается еще и в том, что она воспитала в сестрах истинный крепкий непоколебимый монашеский дух, который, передаваясь следующим поколениям монахинь, позволил сохранить обитель как тайный монастырь в годы гонения и лихолетья.
Придерживаясь монастырских традиций, мы развиваем просветительскую деятельность. Большое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию детей и подростков. При монастыре действует православный центр духовно-эстетического развития для дошкольников. Проходят занятия Воскресной школы, кружка изобразительного искусства и театральной студии. (Родителей малышей тоже просим присутствовать на занятиях, так что Воскресную школу можно считать семейной). К праздникам Пасхи, Рождества Христова, святых жен-мироносиц и Святой Троицы учащиеся под руководством преподавателей готовят концерты, спектакли и выступают перед детьми прихожан, а также выезжают в детскую больницу, детский дом, другие социальные учреждения.
...Жизнь идет своим чередом, и в ней история минувших эпох тесно переплетается с сегодняшним днем. Богатая история обители стала нашим сокровенным богатством. Монастырь возрождается, крепнет монашеская община. Но хочу повторить то, что уже говорила в своем предыдущем интервью для сайта Синодального отдела по монастырям и монашеству: я осознаю, что своими трудами по восстановлению обители, пусть и слабыми своими молитвами мы призваны заложить основу будущих монастырей, где будет процветать истинное внутреннее монашеское делание. То есть мы, как мостик, по которому пройдут и пойдут дальше монахи-молитвенники. А нам, сегодняшним, надо стремиться к тому, чтобы следовать Промыслу Божию.
Беседовала Нина Ставицкая
Фотограф: Владимир Ходаков
(Также представлены снимки из архива Курского Свято-Троицкого женского монастыря).