19 января Святая Церковь празднует Крещение Господа нашего Иисуса Христа (Святое Богоявление). Святитель Иоанн Златоуст пишет, что «не тот день, в который родился Спаситель, нужно назвать явлением, но тот, когда Он крестился. Не через рождение Свое Он всем сделался известным, а через Крещение, поэтому и Богоявлением называется не тот день, в который Он родился, а тот, в который крестился». Спаситель принял Крещение в водах реки Иордан, к берегам которой две тысячи лет назад стекалась «вся страна Иудейская». Народ стремился увидеть пустынника, крестившего, как говорил святой апостол Павел, «крещением покаяния». Люди исповедовали ему свои грехи и сходили в Иордан, чтобы символически смыть их с себя. Крестившись от Иоанна, Христос исполнил «правду», то есть верность и послушание заповедям Божиим. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам дал на вечные времена наивысший пример смирения.
В честь святого Иоанна Крестителя, который завершил историю Церкви Ветхозаветной и открыл эпоху Нового Завета, по всему миру стали возводиться храмы, создаваться монастыри. Особенно много их было воздвигнуто на Русской Земле. Один из них находится в самом сердце России – в Москве, недалеко от Кремля, и первое упоминание о нем относится к 1415 году. Это Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь. Накануне праздника Крещения Господня мы встретились с настоятельницей обители игуменией Афанасией (Грошевой). Наша беседа началась с вопроса о святынях монастыря, связанных с именем Иоанна Предтечи, о котором Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя».
Матушка, после того, как Вас назначили настоятельницей обители, монастырю сразу же была возвращена уникальная икона святого Иоанна Предтечи, перед которой молились русские цари. Чудотворный образ с медным обручем, бережно хранившийся весь советский период в московской церкви святых апостолов Петра и Павла на Яузе, вернулся домой. И это произошло как раз в то время, когда Вы из ухоженного Свято-Успенского Пюхтицкого ставропигиального монастыря, известного устоявшимся прочным укладом монашеской жизни, попали в разруху московской обители? Что для Вас это значило тогда?
Значило очень много – и тогда, и сейчас. Но если все-таки говорить о том времени, то помню, как двенадцать лет назад, в день празднования памяти преподобного Серафима Саровского, я выехала из Эстонии и на следующий день, 16 января 2002 года, прибыла в Москву. А здесь первое, что увидела в главном соборе монастыря – Иоанно-Предтеченском, – это сплошные деревянные стеллажи в несколько этажей. Мне сказали, что до недавних пор тут находилось хранилище архива Московской области, оставившее такое «наследие», которое надо разбирать и вывозить.
Восстановление обители пошло быстро. Быстро установился у меня и хороший контакт с сестрами общины, подвизавшимися здесь с 1992 года. Практически все они в прежние годы приезжали в Пюхтицы. Все любили обитель, где чувствовались и молитвенная сосредоточенность, и неиссякаемая любовь к ближнему. Поэтому, когда я им говорила: «В Пюхтицах было так!» – сестры с готовностью отвечали: «И мы будем так делать!» Свет Пюхтицкой обители освещает нашу монастырскую жизнь по сей день...
А главные святыни монастыря – икона святого Иоанна Предтечи с медным обручем и образ преподобной Елисаветы Чудотворицы, святой игумении, жившей в Константинополе в V веке, – нам передали как раз 18 января 2002 года после всенощной под праздник Крещения Господня. Совершая в тот вечер малый крестный ход от храма на Яузе к своему монастырю, мы испытывали не только чувство радости, но и необыкновенный прилив сил: теперь зримый образ нашего Небесного покровителя будет с нами! Позже сестры мне говорили, что эти два события – приезд настоятельницы и совпавшее с ним возвращение в обитель святынь – они восприняли как некое знамение, посчитали это промыслительным: Господь таким видимым образом благословляет монастырь на восстановление. Разруха никого не пугала, минут отчаяния или уныния у нас не было. Да и некогда было унывать, потому что каждый день совершались службы – утром и вечером, – и все сестры участвовали в них. Каждый день нужно было что-то делать для того, чтобы одна из древнейших обителей российской столицы обрела благолепие.
Чудотворный образ святого Иоанна Предтечи, где великий пророк изображен в полный рост во всю высоту иконы, находится теперь на своем историческом месте в соборе. А в часовне, куда едут со всей Москвы, чтобы помолиться святому, попросить его помощи в исцелении недугов душевных и физических, там какая икона?
В часовне находится точная копия древней иконы, написанная в 2003 году. Она тоже с частицей мощей святого Иоанна Крестителя. К киоту на металлической цепочке присоединен медный обруч с надписью: «Святый Великий Предтече и Крестителю Спасов Иоанне, моли Бога о нас». Этот обруч стал известен со второй половины XIX века. Возможно, он был сделан во свидетельство чудесного исцеления. Люди надевают его на голову с верой и молитвой ко святому, и уже в наши дни было немало случаев исцеления. О некоторых из них мы написали в небольшой книжечке «Святые покровители Иоанно-Предтеченской обители». Только хочу вас поправить: москвичей, конечно, много здесь бывает. Но целыми автобусами едут к нам богомольцы из разных регионов России, из Беларуси и Украины! Из Прибалтики тоже много верующих приезжало. Были и паломники из Дальнего зарубежья.
Матушка Афанасия, помогает ли в буднях повседневной жизни, в решении насущных задач монастыря его небесный покровитель – святой Иоанн Предтеча?
Я как настоятельница чувствую помощь святого пророка прежде всего в том, какая атмосфера царит в обители – спокойная, мирная. Сестры беспрекословно выполняют все, что от них требуется. За все это время не могу вспомнить каких-либо трений.
А в решении насущных задач, связанных с восстановлением монастыря, случаев скорой помощи нашего небесного покровителя было много. Один из них мы часто вспоминаем со строительницей и бессменной казначеей обители монахиней Анувией (Виноградовой). Тогда она была инокиней Николаей. Подходит как-то мать Николая ко мне вечером и спрашивает: «Матушка, сколько у Вас есть денег?» – «Триста или четыреста рублей», – отвечаю ей. Она в задумчивости произносит: «А у меня две или три тысячи. И что делать? Завтра рабочим, установившим крест на куполе собора, нужно заплатить пятьдесят пять тысяч рублей». Затем добавляет: «Давайте, матушка, усердно помолимся!» Мы и молились – каждая в своей келье. Наступило утро. И вот после литургии обращается ко мне незнакомая скромно одетая женщина со словами: «Мы с мужем увидели, что вы установили крест на соборе, и решили пожертвовать вам деньги». Протягивает мне конверт. В нем было ровно пятьдесят пять тысяч рублей...
До 1917 года в обители подвизались более 300 насельниц. Сколько сегодня сестер в монастыре?
Сегодня у нас двадцать пять насельниц. Молодых совсем мало. Молодежь шла в монастыри в удивительное для нашей многострадальной Церкви время – в начале 90-х годов прошлого века, когда началось стремительное возрождение святынь. Сейчас такого притока нет, и новые сестры приходят к нам чаще всего в пенсионном возрасте. Видя их горячее желание послужить Богу, устремленность к монашеской жизни, мы стараемся их духовно просвещать. При монастыре были созданы трехгодичные курсы дополнительного образования для монашествующих. Сестры раз в неделю занимаются по четырем предметам. В этом году мы начали изучать Священное Писание Нового Завета, Историю Русской Православной Церкви и других Поместных Церквей, церковнославянский язык и историю искусств – византийского и древнерусского. Занятия проводят специалисты высокого уровня как из богословских учебных учреждений, так и из светских вузов. Кроме того, наш монастырь занимается организацией этих курсов в других ставропигиальных женских обителях. Не может не радовать, что их настоятельницы понимают, насколько это важное и перспективное направление современной монашеской жизни.
– В монастыре идут масштабные реставрационные работы. А на церковной земле в селе Остров Ленинского района Московской области построен двухэтажный Старческий дом (богадельня) Как вы отважились на это строительство, если постоянных спонсоров, как я слышала, у вас нет?
Думаю, это тема отдельного разговора. Потому что хочется подробно рассказать и о том, как мы нашли спонсоров на этот дорогостоящий проект. И об инициаторе и вдохновителе строительства – духовнике нашей обители протоиерее Сергие Романове, настоятеле храма святого князя Владимира в Старых Садех. И о живущей в богадельне монахине Марии (Тамилиной): ей 7 января, в праздник Рождества Христова, исполнилось 90 лет, и мать Анувия ездила ее поздравлять от имени всех наших сестер. Но лучше вам самим там побывать, увидеть все своими глазами, поговорить с обитательницами Старческого дома, две из которых по приезду туда ходить не могли и прогнозы были неутешительные, однако спустя некоторое время они стали ходить самостоятельно! Затем можем продолжить нашу беседу об актуальности социального служения Церкви и о том, какое направление выбрал наш монастырь.
И последний вопрос, матушка: что, на Ваш взгляд, мешает развитию древней и вновь молодой обители, полноценному существованию монашеской жизни на этом святом месте?
На сегодняшний день такой серьезной проблемой – «тормозом» – является то обстоятельство, что пока еще не вся монастырская территория возвращена обители. В следующем – 2015 году – мы будем отмечать 600-летие своего монастыря и 15-летие возрождения в ней монашеской жизни. Многое предстоит сделать к юбилею. Ожидается приезд больших групп паломников из России и зарубежных стран. Для всех желающих познакомиться с обителью будут проводиться тематические экскурсии «История, святые покровители и святыни Иоанно-Предтеченского монастыря». И нам хочется показать гостям одну из древнейших московских обителей во всей ее красе. А это станет возможным, если к этому времени монастырские здания будут освобождены. Мы усердно молимся Господу, Божией Матери, святому Иоанну Предтече и другим небесным покровителям, чтобы это произошло как можно скорее и у нас было бы время многое привести в порядок.
Беседовала Нина Ставицкая
Фото: Владимир Ходаков