Наша главная задача – не сбиваться с правильного курса

Участники лаврской конференции 2017 года

В дни конференции «Преемство монашеской традиции в современных монастырях», проходившей 23-24 сентября 2017 года в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, пресс-секретарь Синодального отдела по монастырям и монашеству архимандрит Мелхиседек (Артюхин) предложил участникам кратко описать положительные и проблемные моменты современной монастырской жизни, а также высказать свои пожелания о том, какие вопросы имеет смысл обсудить на предстоящем зимнем монашеском форуме. 

Часть третья.

Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт

Начнем с положительных моментов. Один из основных – тот, что в наше время большую часть монастырей мы возрождаем, а не строим заново. У монастырей есть своя история, есть оставшиеся в памяти духовные традиции. Сегодня, скорее, не мы восстанавливаем монастыри, а наши исторические предки, жившие в монастырях: обители возрастают именами этих подвижников, их молитвами и духовным авторитетом. Наша главная задача – не мешать, а – подобно поднятому парусу – следовать дуновению хорошего ветра и не сбиваться с правильного курса.

К положительным обстоятельствам стоит отнести и появившуюся для монахов возможность получать духовное образование. Ученого монашества сегодня действительно не хватает. Но теперь нам предоставляются разнообразные возможности восполнить этот недостаток: можно обучаться в духовных заведениях, можно получать образование, проживая в другой обители в течение какого-то времени, пока длится период обучения, а потом возвращаться в свой монастырь с новыми навыками.  Это тоже очень важно.

И третье – это, конечно же, паломничество. Как ребенок прибегает к матери, и бесконечно радуется этой встрече, так и наши братия с ощущением счастья едут на Святую Гору, остаются в монастырях, в том числе и в нашем Русском Пантелеимоновом монастыре, живут, трудятся, молятся, и приобретают опыт взаимного братского общения.

Из проблемных моментов, наверное, самое главное – это колоссальный информационный поток, изливающийся на современного человека. Как бы мы ни ограничивали использование техники, телефонов, смартфонов, они, тем не менее, просачиваются в монастырскую среду. Плохо даже не то, что есть доступ к информации, – плохо то, что мы сегодня этот вызов века не научились отражать или, другими словами, правильно пользоваться информацией. Знаете, это можно сравнить с тем, что в час загазованности нельзя открывать окна. Современное информационное пространство более чем «загазовано», и его бывает не так просто «проветрить» … Негативная информация, однажды попавшая в сознание, долго там находится и не всегда приносит положительные плоды.

Решение проблемы, с одной стороны, довольно простое, и об этом сегодня тоже говорили на конференции: нужно больше читать святых отцов, доверять их опыту. Но этот соблазн – тяга к новшествам – в данный момент стал, можно сказать, нашим бичом…

Еще могу в качестве одной из проблем описать некий парадокс, с которым мне приходится сталкиваться. Мы почитаем отцов древности за их умение обличать грех прежде всего в самом себе, и за умение через это обличение давать надежду другим. Сегодня же очень популярным становится обличение всего и всех вокруг себя. Иногда это бывает полезно, но, к сожалению, далеко не всегда.

Хорошо слушать обличителя как знающего доктора, который говорит, что ты болен, и выписывает рецепт, а не как палача, который выносит тебе приговор и отправляет на эшафот… Тяга к внешней правде, лишённой личного подвига, стала сегодня большой проблемой.  Нам не хватает терпеливого отношения к людям. Мы, кажется, всё уже знаем, и всех готовы привести ко спасению слишком быстро… 


И еще один из проблемных моментов: в наших монастырях не хватает братского общения, внутренней монашеской свободы, сопряженной с личной ответственностью каждого насельника за судьбу своего монастыря. Я не имею в виду демократию в смысле вседозволенности в духовной жизни. Я лишь говорю о той ситуации, когда мы собираемся на совет, чтобы решить какие-то житейские вопросы и завтра вместе что-то делать. То ли мы еще не научились этому языку, не научились слушать и слышать друг друга?.. Иерархичность важна не тем, кто над кем поставлен, а тем, что и старшие должны прислушиваться к младшим. А младшие должны всегда слышать старших… Эта проблема, в том числе, проистекает из того, что была прервана традиция. Но она, Слава Богу, понемногу возрождается.

Игумения Антония (Миронова), Выксунский Иверский женский монастырь, Выксунская епархия, Нижегородская митрополия

Исторически наш монастырь стоял на окраине, теперь он находится в самом городе. До сих пор часть монастырских зданий занимают гражданские организации, в том числе учебное заведение для подростков. Полностью разрушенная в советское время монастырская стена пока не восстановлена, то есть вход в монастырь доступен для всех. Нам принадлежат лишь некие «островки», которые мы стараемся защитить оградой, но от ограды до ограды мы ходим по общим дорогам.

Несмотря на эти проблемы, положительный момент я отмечаю в том, как Промыслом Божиим собрались сюда сестры, которые помогают мне восстанавливать монастырь, возрождать здесь духовное делание. Когда я вижу, как терпеливо они переносят эти трудности, я, можно сказать, благоговею перед Промыслом Божиим избрания этих людей.

Но, конечно, для насельниц, которые будут к нам поступать, особенно для неопытных, большим соблазном станет свобода выхода за пределы монастыря: достаточно сделать шаг – и ты уже оказываешься на городской территории. Если сестричество увеличится, то, естественно, вопрос возведения стены будет стоять среди первоочередных задач.

Благодарю Бога за то, что у нас есть главное – храм, место молитвы. При этом в наших условиях нужно было бы, чтобы утреннее правило, полунощницу сестры могли совершать в большем уединении, а не среди людей которые заходят в церковь перед работой, спешат приложиться к иконам и т. д.  Есть потребность в маленьком храме или часовне.

Замечательный положительный момент для нас – и то, что у нас сохранилась летопись монастыря, и мы имеем возможность совершенствоваться, ориентируясь на жизнь наших предшественников. И то, что у нас есть духовная библиотека. Сестры проявляют интерес к книгам, мы проводим беседы по прочтении.

Трудность создает то обстоятельство, что из-за малочисленности мы принимаем разных сестер, в том числе очень пожилых. Некоторые из них в миру успели послужить, например, алтарницами в храмах и, соответственно, привыкли к некоему особенному «общественному положению». У них много знакомых среди прихожан, и им трудно смириться с тем, что привычные формы общения (в том числе телефонные разговоры) должны прекратиться. Это, соответственно, вводит в смущение и тех, кто за ними ухаживает. То есть проблема монашеского послушания и попыток мира внедриться в монастырскую жизнь иногда встает очень серьезно. Тем более что пожилых людей ломать нельзя, здесь требуется рассуждение и очень осторожный подход к делу.

Вероятно, с этим же связана еще одна проблема, которая, на первый взгляд, может показаться несущественной, но передо мной она встала неожиданно остро. Мои разновозрастные сестры пришли в монастырь с целым букетом болезней, в том числе редких видов аллергий и проч. Из-за этого реально трудно организовать диетический стол. С одной стороны, не хочется навредить здоровью человека и ввести его тем самым в соблазн и уныние; с другой – монастырь все же не обязан на каждого человека составлять персональное меню. Хотелось бы узнать, сталкивался ли кто-то с подобной проблемой, и как она решалась, – где найти разумную меру.

Если говорить о положительных  моментах в нашей общей монашеской жизни сегодня, то, конечно,  нужно назвать в первую очередь вот такие конференции, монашеские съезды. В каждом докладе можно для себя найти частичку какого-то полезного опыта и затем попытаться применить это в своем монастыре. Очень много ценного, важного узнаешь из выступлений афонских монахов. Я человек, не склонный к восторгам, но когда слышишь сегодняшних афонских старцев, то, действительно, испытываешь особые чувства, ощущаешь живой дух истинного монашества.

Фото: Владимир Ходаков

Часть первая

Часть вторая


Материалы по теме

Новости

Публикации

Монашество

С.А. Анохина, помощник председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству по вопросам сохранения и использования объектов культурного наследия
С.А. Анохина, помощник председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству по вопросам сохранения и использования объектов культурного наследия

Доклады

Монастыри

Выксунский Иверский женский монастырь
Нижегородская область, Выкса, Краснофлотская улица, 59
Выксунский Иверский женский монастырь
Нижегородская область, Выкса, Краснофлотская улица, 59

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Сурский Иоанновский женский монастырь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Пензенский Троицкий женский монастырь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь