Заключите свое сердце в пустыню

Митрополит Афанасий Лимасольский

В Сретенском монастыре издана первая книга знаменитого кипрского проповедника.

«Я не считаю, что могу сказать что-то новое, ценное», – начал свою беседу с журналистами митрополит Лимасольский Афанасий, известный проповедник, чье имя знакомо каждому жителю Кипра. Никогда раньше Владыка не издавал свои труды, однако, записанные на диктофон прихожанами, его беседы и наставления уже разошлись по всему православному миру. Несмотря на крайнюю занятость, архиерей регулярно сам исповедует и уже более 10 лет четыре раза в месяц выступает с открытыми беседами в храмах Лимасольской митрополии и Кипрском университете.

Книга «Открытое сердце Церкви», вышедшая в издательстве Сретенского монастыря, – первое издание, благословленное митрополитом Афанасием. Владыка лишь отшутился, когда его спросили, почему он выбрал именно русскую православную паству: «Я сам не понял, как это произошло, теперь мы уже ничего не можем сделать – только поблагодарить Бога», – и отметил, что эта книга «издана с большой любовью».

Первая ее часть – сборник воспоминаний о старцах, с которыми митрополиту Афанасию довелось близко общаться на Афоне, Кипре и в Греции. Среди них – живые и сокровенные рассказы об Иосифе Исихасте, Паисии Святогорце, Порфирии Кавсокаливите, Иосифе Ватопедском и других. «Безусловно, само знакомство со святыми людьми не делает человека сразу святым, – напротив, это увеличивает мою ответственность за себя самого и перед Церковью», – признался митрополит на презентации. «Присутствие современных старцев в нашей Церкви свидетельствует о постоянном, непрерывном присутствии Христа в нашей жизни», – добавил он.

«Главный призыв святых миру в том, что Христос является центром жизни. Если у человека есть все, а Христа нет, – значит, нет ничего, если же нет ничего, но в жизни есть Христос, – значит, человек наполнен», – подчеркнул архиерей. Каждый из старцев выражает это своим способом через свою жизнь. «Мы видели много знамений и чудес. Но самое главное чудо заключается в том, как человек может стать истинным чадом Божиим. Это самое великое знамение, которое мы можем увидеть в своей жизни».

Во второй части книги собраны проповеди архиерея. Показать только начинающим свой жизненный путь людям радость жизни со Христом, исцелить раны современного общества, где разводов больше, чем браков, а дети не защищены от серьезных искушений и часто не воспитываются в христианской традиции, – главное стремление автора книги.

«За все благодарите Бога», – постоянно напоминал митрополит Афанасий в течение двухчасовой встречи. Журналисты не отпускали Владыку и интересовались уже не столько книгой, сколько задавали вопросы о собственных трудностях духовной жизни.

Опытный духовник, владыка митрополит с легкостью разрушает в своей книге многие привычные штампы о духовной жизни. Например, он дает остроумный ответ на часто задаваемый, особенно женщинами, вопрос. «Некоторые отмечают в духовной жизни какой-то этап, до которого люди доходят, а затем не растут. Эти люди могут ходить в церковь десять и более лет, но они словно ходят по кругу. Что делать, если нет духовного роста?» – спросила на презентации одна из журналисток. В ответ митрополит Афанасий рассказал историю из своей жизни:
– На первом или втором году своего монашества я как-то подошел к старцу Паисию и пожаловался, что я на Афоне уже достаточное время, стараюсь молиться, но не вижу никакого результата. Геронта удивился: «А какой ты хочешь результат»? «Тот, о котором мы читаем в книгах», – ответил я. Тогда старец сказал: «Вот, у меня сдохла кошка, пойди, воскреси ее! Что ты хочешь: чудеса творить?» 

Все эти размышления – «поднимаюсь», «развиваюсь», «не поднимаюсь» – немного искусственны. Когда я скажу, что я что-то сделал, это значит, что я тут же все растерял!

Однажды мы вместе со старцем Паисием плыли на корабле с Афона. К нему подошел один подвижник, который был настоящим аскетом и уже много лет не покидал Святую Гору. Этот монах все время повторял: «Вот мы удаляемся от Афона, сейчас приедем в мир и все, что приобрели, – все растеряем». Он повторил это раз сто и затем прямо спросил старца, что же теперь делать. Геронта ответил: «А у меня ничего нет, поэтому я ничего и не потеряю!»

Святые  доказательство Евангелия

Книга митрополита Афанасия – это искренний рассказ о собственных духовных поисках, о благодатной помощи святых, о том, как они постоянно участвуют в нашей жизни. «Святые – это доказательство Евангелия», – напоминает он. «Мы получаем огромную пользу, читая жития. Наши святые – и русские, и греки, и древние, и современные – это отцы каждого из нас. Мы должны постараться стать их подлинными любящими детьми», – отмечает автор книги. Митрополит Афанасий рассказал, что в греческом мире очень любимы и почитаемы и преподобный Сергий Радонежский, и преподобный Серафим Саровский, и другие русские святые. «Мы чувствуем, что это общие наши отцы, такие святые принадлежат всему миру, Вселенскому Православию», – сказал он.

– Когда я только познакомился с афонскими старцами, мне было 19 лет и у меня было много вопросов. Но когда я прожил рядом со старцем Паисием 16 лет, то понял, что все, что сказал Христос, истина. Все, что сделали святые, – это правда. У меня нет никаких сомнений.

Зачем мне сомневаться, совершал ли Христос чудеса, описанные в Евангелии, если я каждый день их наблюдал на Афоне?

Один раз на Святую гору в гости к старцу Паисию приехал университетский преподаватель, атеист. Они сели поговорить со старцем. Ученый говорил, что не верит в Бога, потому что преподает физику, а «его наука не помогает вере».

«Даже у ящерицы мозгов больше, чем у тебя», – ответил ему старец Паисий. Он поманил к себе одну из ящериц, которые ползали вокруг (в нашем климате их много), и спросил ее: «Есть ли Бог»? И вдруг ящерица поднялась на задние лапы и утвердительно покивала головой – это видели все вокруг.

Без святых Евангелие не могло бы иметь доказательств. Церковь все время рождала святых: и раньше, и сейчас, и завтра.

Как выбрать свой жизненный путь?

Проповеди митрополита Лимасольского, монаха с афонским опытом, часто обращены к молодым мирским людям. Именно несчастья тех, кто живет в бурном житейском море – современной Европе, особенно тронули Владыку, когда он получил послушание распрощаться с любимой Святой Горой и поехать служить в Лимасол – второй по величине город Кипра, крупный экономический и культурный центр.

«Христа я могу стяжать везде: и на улице, и в самолете, и дома, и в монастыре», – напоминает проповедник.

– Если человек не знает, что ему делать в жизни, пусть не отчаивается. Что мы знаем о своем будущем? Только то, что хотим быть со Христом, этого никто у нас отнять не может. Остальное вторично: создадим ли семью, пойдем учиться в университет или уйдем в монастырь.

Если говорить о духовном пути, то, конечно, мы не должны умалять ценность пустыни, которая очень велика и помогает. Но тем не менее мы не можем ограничить силу Божию каким-то одним местом.

Старец Паисий говорил: «Мы должны заключить свое сердце в пустыню, отдаленную от страстей и греха». Это и есть настоящая пустыня. Есть люди, которые живут в миру, а сердце их в пустыне. Есть люди, которые живут в пустыне, а сердце их в миру. Поэтому нужно быть внимательными и понимать, что образ мыслей и способ жизни спасает человека, а не географическое место.

Цель не заключается только в том, чтобы умертвить свой эгоизм, но чтобы облечься во Христа. Человека спасает Христос через Церковь, и, если мы объединены с Ним через Церковь, тогда мы не только освободимся от ветхого человека, но и облачимся в нового. Это может произойти и в монастыре, и в миру.

Каждый день у нас есть множество возможностей, чтобы избавиться от эгоизма, особенно в обществе, в котором мы живем. Это можно делать через терпение и любовь, которые мы должны проявлять к нашим ближним.

Но нужно стараться не только умертвить наш эгоизм, но и искать способ впустить Христа в свое сердце. Если это произойдет, то Он исцелит наше сердце. Грех – это болезнь, и если мы приобретем иммунитет, все болезнетворные микробы погибнут.

Старец Паисий отмечал: давайте подвизаться добросовестно и по доброй воле – не для того, чтобы избежать ада, но чтобы не расстроить Господа. Для него Христос был и отцом, и братом, и другом, и он все делал из любви к Богу.

Подвижник ничего не просил у Христа для себя: ни исцелиться, когда был болен, ни отдыха, когда был усталым. Он хотел только одного: не расстраивать Христа.

В своей книге Владыка делится воспоминаниями о том, как он преодолевал смущение и уныние, когда впервые столкнулся с трудностями пастырского служения в своей епархии.

– На следующий день после того, как меня избрали митрополитом Лимасольским и совершилась моя хиротония, я служил Божественную литургию в кафедральном соборе. Празднования кончились, и пришло время соприкоснуться с действительностью. Во время Литургии я почувствовал, что у меня защемило сердце, и я подумал: «Теперь мы будем в городе, где много проблем». Я сам родом из Лимасола, поэтому имею право описывать город таким, какой он есть, не рискуя быть обвиненным в осуждении(...) Я просил Бога, чтобы Он мне помог, укрепил меня.
Ко мне подошел один из священников и сказал: «У нас долго не было митрополита, и люди очень волнуются, поэтому срочно нужно подписать некоторые бумаги». – «С удовольствием подпишу, дорогой отче». А про себя подумал: «Интересно, где я поставлю свою первую подпись?» Посмотрел и увидел стопку документов с разводами. Тогда я сказал: «Дорогой мой, убери это подальше от меня. Принеси подписать что-нибудь другое». Ведь не ставить же мне мою первую подпись под разводами?!

Тогда мне принесли другие бумаги. «Что это?» – спросил я. «Чеки». – «С этого я тоже не хочу начинать!»

Со временем я понял, что в нашей епархии две проблемы: счета и разводы. Такова грустная действительность.

Однако митрополит Афанасий недолго предавался унынию. Он поставил задачу достучаться до сердец современных молодых людей, и сейчас его усилия дали плоды: в храмы Кипра приходит все больше молодежи.

– На самом деле человек всегда ищет своего Отца – Бога, но ищет Его в неправильных местах. Алкоголизм, наркомания, сигареты – это все не те места. Мы, пастыри Церкви, должны показывать: то, что вы ищете, здесь: приидите и вкусите! И когда человек увидит, то душа его приобретет мир и смысл жизни. Это главное, что я вынес из всего своего совсем небольшого жизненного опыта, – отметил митрополит.

– Иногда люди медлят идти в церковь. Они подобны тем, кто хочет сначала исцелиться, а уже потом пойти в больницу. Не переживайте! Не своими силами мы освобождаемся от греха; вспомните, как одним именем Божиим был взят Иерихон, несмотря на семь рядов оборонительных стен и огромную армию. Идите в лечебницу, и Врач вас исцелит. Имейте доверие Богу. Он не сделал нашу жизнь сложной, Он сделал ее легкой. Старец Паисий в таких случаях напоминал: «Господь – это воздух, не делай из него углекислого газа».

«Сейчас молодые люди на Кипре страдают от многих проблем. Большинство из них, думаю, общие для разных стран, – отмечает митрополит Афанасий. – Это проблемы в семьях, наркотики, насилие, отрицание всего, депрессия, а также то, что мы живем в окружении турок и оттого многие ощущают незащищенность. Но у всех этих скорбей один источник – отсутствие Бога.

Например, если я сниму свои очки, я ничего не буду видеть, жизнь покажется мне совсем иной. А надену – вновь четко буду различать предметы. Если Бог присутствует в нашей жизни, то мы истолковываем все происходящее с нами совсем по-другому, иначе справляемся с трудностями».

По мнению митрополита Афанасия, современные технологии, особенно интернет и социальные сети, очень опасны не только для детей, но и для взрослых. «Неразумно давать детям неограниченно пользоваться интернетом и ставить компьютер в детской комнате», – напоминает он родителям.

– Я не знаю, к чему в результате приведет такое развитие информационных технологий. Через несколько лет без интернета вообще ничего невозможно будет делать! Пусть родители делают сейчас все, что от них зависит. Но, безусловно, запрет – не выход. Ребенок войдет в переходный период, будет сопротивляться, восставать. С другой стороны, неразумно давать неограниченно пользоваться интернетом и ставить компьютер в детской комнате. Установите его в такое место, где вы можете следить. Нужно научить ребенка определять для себя границы.

Однако, в первую очередь, мы должны посвящать свое время детям, разговаривать с ними, чтобы они нам все рассказывали, что их волнует, имели бы к нам доверие. Занимайтесь детьми, а не оправдывайтесь, что спешите. Иначе наступит время, когда будет поздно и виноват окажется не интернет, а мы сами.

Приведет ли экономический кризис в Церковь?

Митрополита Афанасия отличают хорошие управленческие способности. Для накопившихся в епархии проблем он назначил особую комиссию из профессиональных экономистов, и в короткие сроки епархия смогла избавиться от тяжелого долгового гнета. В то же время в своих проповедях он призывает всегда очень осторожно обращаться с деньгами, ведь так просто стать поклонником золотого тельца.

– Сейчас на Кипре пик экономического кризиса. Не знаю, когда будет его спад. Но мне не хотелось бы, чтобы именно из-за кризиса люди приходили в Церковь. Конечно, там их примут с великой любовью. Но если кто-то обратится к Богу из-за кризиса, то, как только кризис пройдет, он забудет Церковь. Таким людям очень трудно понять, что деньги – не идол, не ценность. Только Бог имеет подлинную ценность.Этот кризис искусственен, нам его создали в Европе. Если захотим, мы и его можем использовать духовно, выйти из него более сильными и мудрыми. Но если мы не будем разумными, то понесем урон – и духовный, и материальный.Расскажу одну историю о старце Софронии (Сахарове) из Эссекса. Один миллионер с Кипра очень помогал его монастырю. При этом благотворитель хотел, чтобы каждый раз, когда он посещал монастырь, старец с ним встречался и посвящал ему время, также хотел стоять на почетном месте в храме и чтобы монахи его обслуживали. Однажды батюшка не смог его принять, и богач начал роптать: «Я пожертвовал столько денег, почему же старец меня не принимает?» Узнав об этом, старец Софроний пошел к казначею и выяснил точно, какая сумма была пожертвована обители этим человеком за все время. Это были огромные деньги, но он взял кредит в банке и вернул все киприоту. Вот такие у него были отношения с благотворителями. Старец, не потеряв своей свободы, принес своему благотворителю духовную пользу. Безусловно, каждый дар принят. Бог благословляет людей, которые жертвуют Церкви, и мы благодарим их, но это не значит, что мы обязаны изменять свою жизнь из-за денег. Для нас все люди одинаковые. И наша любовь и уважение должны проявляться ко всем.

Мы любим всех людей. Но должны хранить свою веру

Широко известен случай, что митрополит, известный своим добрым отношением к людям независимо от их вероисповедания, отказался встречаться с Папой Римским Бенедиктом XVI, который прибыл с визитом на Кипр в 2010 году.

– Как христиане, мы должны любить и уважать всех людей, уважать религию любого человека. Но меня это не обязывает верить в то, во что верят они. У меня есть своя вера. Я буду давать любовь каждому человеку, который является образом Божиим.

Например, я люблю Папу Римского как человека, но когда он совершал свой визит на Кипр, то приехал не как простой человек – и я не стал встречаться с ним.

Он сам сказал, когда сошел с трапа самолета, что приехал как преемник святого Петра. Мы знаем, что это значит: Папа считает, что он – представитель Христа в мире, что он – первый епископ всего мира, что он является устами Христа для мира, а главное, – что он непогрешим. С таким папой я не хочу встречаться. Человека в нем я люблю. Если он придет ко мне в епархию, я его угощу, поселю, я ему все дам. Но я не верю, что он непогрешим. Я не верю, что он епископ. Я не верю, что он «представитель Христа». Я считаю, что Ватикан является причиной огромных проблем, которые сейчас есть в мире, потому что папизм выгнал Христа из сердец многих людей.

Это моя вера. Но это не значит, что я кого-то ненавижу. Мы любим всех людей. Но не разделяем веру каждого.

Расскажу вам одну историю. На Святой Горе мы с любовью принимали одного католического монаха – я его провожал к старцам. Когда он был на Афоне, умер папа Иоанн Павел I, и наш гость очень расстроился. Чтобы как-то его утешить, я взял его с собой к старцу Паисию. Старец стал его успокаивать: «Что ты хочешь: Папа был человеком». Католический монах отвечал: «Да, но Папа был очень хорошим человеком». Старец сказал: «Дорогой, не расстраивайся, помолись, чтобы и следующий Папа был хорошим. Не переживай: какой бы Папа ни был избран, он будет "непогрешим"».

Знакомство с русским монашеством

Митрополит Афанасий впервые побывал в русском монастыре, когда приехал в Россию на собрание игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви, которое проходило в Троице-Сергиевой лавре 89 октября 2014 года под председательством Патриарха Кирилла.

Владыка рассказал, что он с особым трепетом прикоснулся к святыням Лавры, а также с благоговением побывал в Сретенском монастыре у мощей архиепископа Троицкого Илариона: по промыслу Божию, житие именно этого русского новомученика Владыка прочитал перед поездкой в нашу страну.

Он поделился впечатлениями и от встречи с русским монашеством:

 Моя душа чувствует, что в России происходит великое таинство – таинство Церкви Христовой. Она рождает детей Божиих, которые, безусловно, возрастают, проходят все этапы взросления, пока не станут совершенными людьми. Некоторые из этих этапов мы прошли и в греческом мире. Поэтому я хочу сказать, что нужно иметь доверие ко Христу, ведь Он направляет свою Церковь и людей Церкви, чтобы они исполняли Его волю.

Антонина Мага

Краткая справка

Митрополит Лимасольский Афанасий, в миру Андрей Николау, родился в 1959 году в семье преуспевающего Лимасольского предпринимателя. Уже в 14 лет он задумывается о служении Церкви и поступает в школу при Священной Митрополии кипрского района Пафос. В 17 лет принимает священный сан и продолжает образование на богословском факультете университета Аристотеля в Салониках.

В 1980 году поступил в число братии Афонского Нового скита, духовником которого был старец Иосиф Ватопедский, ученик Иосифа Исихаста (18971959). В 1982 году принял монашеский постриг с именем Афанасий и рукоположен во пресвитера.

В 1992 по благословению Архиепископа Кипра Хризостома I, приметившего на Афоне духовные таланты иеромонаха, направлен в монастырь святого Николая на Пафосе. Восстанавливал монастырь Божией Матери Махера, в 1993 избран его игуменом.

14 февраля 1999 года хиротонисан в митрополита Лимасольского.

Напоминаем посетителям сайта, что этот материал впервые был опубликован в 11-м номере журнала «Монастырский вестник». Электронную версию журнала можно прочесть здесь.

Материалы по теме

Публикации:

Доклады:

Игумения Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря г. Екатеринбурга Домника (Коробейникова)
Игумения Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря г. Екатеринбурга Домника (Коробейникова)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Богородицкий Пятогорский женский монастырь
Макарьева пустынь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
Петропавловский мужской монастырь
Сурский Иоанновский женский монастырь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»