«Монастырский вестник». 2017. №4(40)

Тема номера: Отрада и утешение: Черноостровский монастырь в Малоярославце

Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь, расположенный на окраине города Малоярославца Калужской области, за свою историю пережил опустошительные набеги татарских полчищ, польско-литовскую интервенцию, одну из ключевых битв Наполеоновского нашествия и, конечно, пожинал плоды советского атеистического режима. История обители пишется и в наши дни

Из победы, которая имела место в 1812 году здесь, в Малоярославце, невозможно сделать лишь внешние выводы — о превосходстве одного полководца над другим, о правильности ведения боевых действий или о каких-то иных обстоятельствах, которыми светские историки часто пытаются объяснить ту или иную победу или то или иное поражение. Для нас, людей веры, то, что произошло здесь, является выражением величайшего духовного подвига нашего народа, воспитанного в Православии, воспитанного в той Божией правде, ради которой готов был сораспяться Христу апостол Павел. И как важно, чтобы сегодня мы, живущие в XXI веке, отделенные от тех событий двумястами годами, были способны тогда, когда нужно, повторить этот подвиг, а для этого быть верными Христу, сораспинаться Ему, живя по Божией правде, доколе не отобразится в нас Христос

Из Слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Черноостровском монастыре

Непокоренная обитель

Исторический ракурс

Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь, расположенный на окраине города Малоярославца Калужской области, за свою историю пережил опустошительные набеги татарских полчищ, польско-литовскую интервенцию, одну из ключевых битв Наполеоновского нашествия и, конечно, пожинал плоды советского атеистического режима. История обители пишется и в наши дни

Точная дата основания Свято-Никольского Черноостровского монастыря не известна. Устное предание гласит, что в ХIV в. удельные князья Оболенские построили в Малоярославце церковь во имя Святителя Николая.

По мнению архимандрита Леонида (Кавелина), первого историка малоярославецкого монастыря, обитель была основана в начале ХVI столетия, по присоединении города к Великому княжеству Московскому. В ХVII – ХVIII вв. монастырь был мало кому известен, в нем подвизалось всего несколько человек братии, которые имели пропитание лишь от монастырской земли. Монастырь переводился в положение заштатного, то есть исключительно на самообеспечение, и даже упразднялся из-за неимения средств к существованию. Возрождение обители тесно связано с именем купца Терентия Елизаровича Целибеева – именно он посвятил свою жизнь и потратил все свои денежные средства на восстановление монастыря. В 1791 г. он и его племянница Наталья Веневцова обратились в Священный Синод с просьбой возобновить упраздненный монастырь.

Первое время строительство обители шло медленно, а штатное число составляло только четыре человека.

Корабль святителя Николая

Духовная география

У женского Свято-Никольского Черноостровского монастыря есть одна особенность – он плохо поддается описанию на бумаге. Словно создан он и возрастает для того, чтобы приехать туда и увидеть все своими глазами

Обитель живёт по общежительному уставу, в соответствии со святоотеческим преданием и монашеской традицией. Сегодня в ней подвизается около 120 сестер. Отметим, что в год приходят 4 – 5 сестер, желающих монашествовать. В течение трёх лет желающие войти в состав сестричества в качестве послушниц проходят монашеский искус. В это время сестра живёт по монастырскому уставу и присматривается, чтобы понять, её ли это монастырь, а насельницы – их ли это сестра. Если кандидатка в послушницы не может приспособиться к жизни и духу обители, ей не на пользу будет оставаться в монастыре. Но если все проходит благополучно, то через два-три года подается прошение правящему архиерею, и она официально становится насельницей монастыря.

Из 120 сестер около 80 живут непосредственно в монастыре, остальные – в устроенных при монастыре скитах и подворьях.

Непосредственное общение игумении с сёстрами происходит ежедневно на трапезе и богослужениях, на общих и индивидуальных духовных беседах, когда сёстры могут рассказать о своих проблемах, поделиться своими переживаниями и спросить совет, как поступить в той или иной ситуации.

Игумения определяет размер келейного правила, меру воздержания и аскезы для каждой насельницы монастыря, учитывая духовные и физические силы сестры, ведь кто-то может делать больше поклонов, кто-то – меньше, кто-то более усерден в духовном делании, кто-то более служит Богу физическим трудом. Из чего состоит общее келейное правило? Четочное правило (десять четок) со 150 земными поклонами, каноны Спасителю, Божией Матери и Ангелу Хранителю, чтение акафиста, главы из Евангелия, двух глав из Апостола и одной кафизмы.

В обители, в согласии с монашеской традицией, сёстры живут в кельях по одной. Это, прежде всего, объясняется стремлением создать наиболее благоприятные условия для молитвы, чтобы ничто не мешало, не отвлекало от нее, потому что внешние факторы имеют своё значение. Так преподобный Антоний Оптинский, который в течение четырнадцати лет был игуменом Черноостровского монастыря, говорил: «Я хотя и многогрешный и рассеянный человек, но весьма люблю свою келью, и когда я остаюсь в ней один, тогда бывает у меня праздник на душе. А посему даруй, Господи, и вам усердие отыскивать внутри своей кельи Царствие Небесное, и если обрящете, тогда и вы можете сказать: «добро есть мне зде быти»» (Мф. 17,4).

«Мы друг другу сёстры – а не подружки»

Интервью

Игумения Николая (Ильина)

Об опасности развить самость даже в послушании, искусстве пожаловаться на самого себя и о том, когда монаху нужно идти к людям, журнал «МВ» беседует с настоятельницей Свято-Никольского Черноостровского монастыря игуменией Николаей (Ильиной)

Я прихожу в монастырь, и тут я должна определиться, в первую очередь, мой ли это монастырь. Так ли я представляла себе монашескую жизнь? То, что я ищу, нашла ли я здесь? Для этого нам дается искус в течение трех лет, а для кого-то и еще больше, когда сестры называются послушницами. Интересно, что в Сербии, например, они называются искушенницы – слово, которое даже более точно передает смысл этого подготовительного этапа. И ты в этот момент должна понять, во-первых, любишь ли ты так Христа, как это тебе казалось. Любишь ли ты Христа так, что хочешь потерпеть ради Него все? Господь сказал: возьми свой крест – он тяжел, и мы не знаем, сможешь ли ты ради Божественной любви понести этот крест? Это первое испытание.

Второе испытание – твой духовный наставник, духовный отец, духовная мать и сестры, которые тебя окружают. Сможешь ли ты войти в эту семью? Твоя ли это семья? Все ли подходит тебе для этого? В то же время сама семья тоже смотрит на тебя и решает другой вопрос: подходишь ли ты этой семье? Могут ли сестры принять тебя, как свою родную сестру? Сможешь ли ты слушаться наставницу, которая потом, впоследствии, возьмет на себя ответственность на Страшном Суде отвечать за тебя? И это очень тяжело, это большая задача. Твоя духовная мать или твой духовный отец смотрит на тебя и определяет, может ли он ответить за этого человека, может ли он вымолить этого человека, помочь этому человеку. И вот этот вопрос решается за три года, и я еще раз добавлю: иногда и больше. Потом, когда ответы на все вопросы найдены, человек пишет прошение, и его только-только принимают в послушницы – пока он еще кандидат. Потом уже, когда тебя приняли в послушницы, одели в платочек, время подготовки продолжается – до иноческого пострига.

Вот так в нашей русской традиции. Греческая традиция иная, но, на мой взгляд, правильная все-таки наша, когда около десяти лет послушница испытывается для того, чтобы принять иноческий постриг. А здесь уже решаются другие вопросы: насколько ты готов исполнить монашеские обеты. Ты пока только лишь примеряешься к ним, хотя, собственно, когда на тебя надели подрясник (а подрясник – это уже одежда послушания), ты уже тем самым даешь Богу как бы обещание быть послушным.

«Потом узнаешь зачем». Черноостровский монастырь и афонские старцы

Святая Гора

Два монастыря – строгий, аскетичный, древний Ватопед Святой Горы Афон и относительно не так давно возрожденный русский Свято-Никольский Черноостровский женский – в своем единстве прославляют Бога, связанные единой благодатью благословения святых русских и афонских старцев

Знакомство со Святой Горой Афон началось с приезда в наш монастырь группы монахов во главе с приснопамятным старцем Арсением, игуменом монастыря Махера Святой Церкви Кипра.

Монастырь Махера является подобием монастыря Ватопед на Афоне. Его духовным наставником был старец Иосиф монах, ученик всеми чтимого старца Иосифа Исихаста. Старец Иосиф монах возродил этот монастырь по строгим духовным традициям, по афонскому монашескому преданию: первое – это любовь к Богу всех братьев, а отсюда – любовь между ними, послушание старцу, Иисусова молитва, откровение помыслов и ежедневное прославление Бога в Божественной литургии и келейной молитве. Увидев разрушенным наш монастырь и детей-сирот, жертв «лихих» 90-х годов, отец Арсений предложил нашему, тогда вновь строящемуся приюту, материальную помощь и пригласил нас на Кипр. Мы думали, что едем именно за этой помощью, но получили намного большее – помощь духовную. Увидев монастырь Махера, увидев его строгий образ жизни, мы поняли, что это тот идеал монашеской афонской жизни, к которой всегда стремилось наше сердце. И, естественно, мы стали учиться у них, изучая афонскую традицию монашеской жизни.

Память

Старец Михаил. В окопах и в келье

14 июля – день памяти схиархимандрита Михаила (Балаева), духовника Черноостровского монастыря. Благодаря молитвам и советам старца Михаила Свято-Николаевская обитель в Малоярославце стала крепкой духовной семьей, шествующей по пути святоотеческих традиций и живого афонского опыта

Отец Михаил родился 7 июля 1924 года в деревне Богородское Загорского района Московской области (ныне пригород Сергиева Посада), в семье крестьян. Окончив семилетнюю школу, а затем Богородскую профессиональную школу резьбы по дереву (село Богородское издавна славилось мастерством резной игрушки, известно, что богородской деревянной игрушкой играли не только крестьянские дети, но даже и русские царевичи, а сам промысел возник еще в XVI веке), Виктор Балаев приобрел профессию художника-скульптора.

18-ти лет его призвали на фронт. В марте 1943 года в составе одной из стрелковых частей 33-й армии Виктор Федорович Балаев участвовал в боях за освобождение Вязьмы от немецко-фашистских захватчиков.

Материнское крыло Малоярославца

Из первых уст

Свято-Николаевский Черноостровский монастырь стал школой монашества для многих сестер, пришедших сюда уневестить себя Христу. «Выпускницы» этой школы уже сами стали игумениями в разных монастырях страны и за ее пределами. Но здесь они – как и прежде – чувствуют себя просто сестрами под крылом матушки Николаи

Из Калифорнии – в пустыню

Мир веры

Игумения Михаила

Монастырь святого Паисия Величковского, расположенный в Соединенных Штатах Америки, в пустыне Аризоны, и находящийся под омофором Сербской Православной Церкви, невидимыми, но крепкими нитями связан с Россией. Настоятельница обители – игумения Михаила – «выпускница» Черноостровской монашеской школы

После знакомства со Свято-Никольским Малоярославецким монастырем летом 2000 года игумения Михаила попросила его настоятельницу матушку Николаю стать ее духовной матерью. И вскоре встают неразрешимые проблемы: где жить и под омофор какой Церкви становиться? Игумения Николая благословила им ехать в Аризону, в монастырь Святого Антония к старцу Ефрему, ученику старца Иосифа Исихаста. Матушка узнала о нем из переписки с архимандритом Арсением, который также был из духовной семьи старца Иосифа. Матушка Михаила тут же поехала и встретилась со старцем. Тот решительно благословил переезжать в Аризону и вставать под омофор Сербской Церкви. Благословения казались неисполнимыми, но молитвы духовной матери укрепили уверенность, и вот 17 грузовиков направляются из Калифорнии в Аризону. Место для будущего монастыря выбрал сам старец Ефрем.

«Трудись, молись и не ленись» преподобный Антоний Оптинский

Отцы Церкви

После кончины архимандрита Макария (Фомина) братия Свято-Никольского монастыря обрела попечительного отца в лице игумена Антония (Путилова). Как и архимандрит Макарий, он был назначен в Никольский монастырь из Оптиной Пустыни, где исправлял должность скитоначальника в течение четырнадцати лет

В 1839 году преподобный Антоний принял как послушание назначение на настоятельскую должность в Черноостровский монастырь. В Черноостровской обители он прежде всего должен был окончить отделочные работы в Никольском соборе, растянувшиеся еще на несколько лет, а затем и утвердить, по словам архимандрита Леонида (Кавелина), «ее внутреннее устройство по духу веры и благочестия, по правилам опытных подвижников, по образцу лучших обителей русских».

В устройстве духовной жизни монастыря преподобный Антоний взял за образец хорошо знакомые ему обычаи Оптиной пустыни, в частности, установил ежедневное служение двух Божественных литургий – ранней и поздней.

Но тяжело приходилось настоятелю. Болезнь подтачивала его силы, да и разлука с Оптиной воспринималась им порой как наказание. Хотя и в скиту отец Антоний много трудился, однако скит был родным, здесь же все казалось поначалу чуждым, немилым.

Свое состояние – как и вразумление, посланное ему Господом, – сам преподобный Антоний описывал так: «Однажды, – пишет он, – сильно “уны во мне дух мой”, и, воздремавшись, вижу в тонком сне лик отцов, и один из них, якобы первосвятитель, благословляя меня, сказал: “Ведь ты был в раю, знаешь его, а теперь трудись, молись и не ленись”. И вдруг, проснувшись, ощущаю в себе некое успокоение. Господи! Даруй мне конец благий!»

Старец Порфирий Кавсокаливит. Житие и Слова

Книжная полка

Журнал «МВ» публикует фрагмент книги «Старец Порфирий Кавсокаливит. Житие и слова» с предисловием Иринея, митрополита Кидонийского и Апокоронийского

Слово блаженного старца Порфирия – это слово святого отца, слово прозорливца, скромного, смиренного, простого и пламенного человека, жизнь которого была подлинным и настоящим свидетельством о Христе, об истине и радости Христовой. Это человек, который своим присутствием, любовью, молитвой и словом, советом и наставлением укреплял многих людей в часы немощи, скорби, печали, отступления и смерти.

Приснопамятный старец – это богоносный отец наших дней, подлинный клирик и учитель, аскет, пламенно и духовно возлюбивший Христа и истинно послуживший человеку. Его учение глубоко пропитано духом и богословием Православной Церкви. В нем господствует Лик и образ Христа и Спасителя всех нас.

Материалы по теме

Новости

Публикации

Монастыри

Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь
Калужская область, Малоярославец, Интернациональный проезд, 3
Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь
Калужская область, Малоярославец, Интернациональный проезд, 3
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Богородицкий Пятогорский женский монастырь
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Константино-Еленинский женский монастырь
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь