Дорогие боголюбивые паломники, отцы, братия! Всех вас сердечно поздравляю с великим и славным днем обретения мощей преподобного Амвросия, старца Оптинского. Как драгоценные жемчужины оставил нам Господь мощи преподобного Амвросия и всех святых Оптинских старцев, ибо, как сказано преподобным Иоанном Дамаскиным, «посредством ума и в телеса их вселися Бог».
Множество людей приходили в Оптину к старцу Амвросию с главным вопросом жизни: как спасаться, как переплывать это бурное море житейское… И старец Амвросий лаконично советовал: «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение». А чтобы спастись, говорил он, нужно быть или железным, или золотым. Золотым –значит, иметь большое смирение, а железным – большое терпение. И добавлял: «Чтобы спастись, в наше время надо терпения не воз, а целый обоз».
Удивительно, как созвучна из поколения в поколение жизнь святых отцов и подвижников веры и благочестия. Недавно я вернулся со Святой Горы Афон. Там в Пантелеимоновом монастыре задал тот же вопрос одному старцу, который уже четверть века живет в обители: как спасаться, как подвизаться? И он ответил так: «Все цифровые технологии нашего времени в основе имеют двоичную систему счисления, использующую два символа – ноль и единицу; в комбинации этих знаков можно закодировать практически любую информацию. Вот так и у нас должны быть две основные добродетели, которые в разные моменты жизни в разных сочетаниях будут давать нужный результат. А какие это добродетели? Терпение и смирение…» То есть мы все время должны помнить, что без терпения и смирения в жизни ничего не бывает.
Преподобный Варсонофий Оптинский говорил: «Пока есть в тебе стремление вперед.., цел твой кораблик и не надо бояться могущих случиться бурь!» Когда корабль плывет по воде, он не тонет. А начинает тонуть, только когда вода попадает внутрь. Поэтому то, что происходит в тебе, гораздо важнее того, что происходит вокруг тебя. Говорят: сейчас много зла в мире. Неправда! Добра в мире больше. Зло наглее и организованнее, но добра больше. Мы живем иногда среди зла, зло не может нас не касаться, но зло не должно исходить от нас.
Преподобный Исидор Пелусиот однажды сказал: наше сердце должно быть похоже на воду – если в воду бросить камень, вода сначала возмутится, поколеблется, а потом опять успокоится, и следа этого камня не будет видно. Иногда мы соприкасаемся со злом, недоброжелательностью, с осуждением или клеветой… но от всего этого нужно уйти, переключиться. Самое главное – соблюдать своего внутреннего человека.
Мне иногда люди говорят: вот приедешь из Оптиной пустыни – неделю, две летаешь, как на крыльях, такой подъем, словно батарейка подзарядилась… Всё правильно. Наша духовная жизнь – это борьба и сочетание плюса и минуса. Нельзя наесться на три дня вперед, нельзя лекарство принять на неделю вперед – мы едим несколько раз в день, таблетки пьем, если болеем, уколы делаем ежедневно. А если регулярно телефон не заряжать, – что будет? Надо срочно позвонить, жмешь на кнопку, а он не работает. Кто виноват, что не работает? – ты, прозевал время подзарядить.
Чтобы нам двигаться к Царству Небесному, «гайка» духовной жизни должна по миллиметру закручиваться, и не раскручиваться. «Господи Иисусе Христе, помилуй мя. Пресвятая Богородица, спаси нас…» – утренние молитвы прочитал, вечерние молитвы прочитал, Евангелие – гайка чуть крепче закрутилась. Один раз пропустил, два пропустил, три… и гайка потихонечку начинает ослабевать. Водители очень часто проверяют колеса и подкручивают гайки, потому что иначе может произойти катастрофа. Так устроена наша физическая жизнь: и в огороде сами по себе вырастут только лопух и крапива. А чтобы вырастить клубнику или картошку, их надо культивировать. И делать это ежедневно. Как однажды сказал святитель Игнатий (Брянчанинов): «Правилу маленькому, но постоянно исполняемому нет цены». Мы изо дня в день, через неохоту, должны это делать. Потому что Царствие Божие нудится и нуждницы (употребляющие усилие) восхищают Его(Мф. 11:12).
Самое страшное в духовной жизни – начать говорить самому себе: ничего, обойдется, рассосется, потом покаюсь, исправлюсь… Когда? – Завтра… Поэтому надо следить за своим внутренним человеком. Как нас учит апостол Павел, который говорит: дух желает противного плоти, а плоть желает противного духу, духом умерщвляйте дела плотские и живы будете (см. Гал. 5:16–24). Значит, при внешней живости можно быть мертвым, и наоборот, при внешней мертвости можно быть живее всех живых.
…У нас в Оптиной пустыни был слепой старец Карп. Он был не только слепым, но и парализованным. Братия к отцу Амвросию приходили и сокрушались: «Батюшка, у нас отец Карп такой несчастный человек, ничего не видит». А старец Амвросий говорил: «Карп хоть слеп, да видит свет». Приходили к Карпу утешать его:
– Мы тебе сочувствуем, жалеем, дай Бог тебе здоровья и терпения, несчастный ты человек.
– Чего-чего?
– Ты несчастный человек.
– Почему?
– Ну, ты все время болеешь, лежишь…
– Я хоть и лежу, да на Бога гляжу…
Вот этот стержень, этот фундамент духовной жизни, дай Бог, иметь всем нам. Потому что Бог и жизнь любят не тех людей, которые по мелочам ноют, а тех, кто умеет по мелочам – радоваться. А то, что мы сегодня в Оптиной пустыни, на престольном празднике, то, что мы на своих ногах, – это не мелочь, мы причастились, прославляем Бога – это не мелочь: мы с вами духовные богатеи, и нам вообще ныть не положено.
Однажды в молодые годы старец Амвросий, уединившись в лесу, услышал в журчании ручейка слова, вдохновившие его на монашество: «Хвалите Бога, храните Бога!» Вот и нам с вами в жизни надо хранить и хвалить Бога. С каких слов начинается святая Псалтирь? – Блажен муж иже не иде на совет нечестивых… А чем заканчивается? – Всякое дыхание да хвалит Господа!
И мы должны начинать с того, чтобы не ходить на совет нечестивых, и прийти к тому, чтобы наше дыхание непрестанно славило Господа. Хвалите Бога и храните Бога!