Игумен Серафим. Духовный подвиг

Нина Ставицкая

«Такие люди являются исторической вехой для мира», – эти слова, сказанные в свое время одним из иерархов Иерусалимской Православной Церкви о русском игумене Серафиме (Кузнецове), стали лейтмотивом конференции, посвященной 60-летию со дня кончины подвижника. Форум прошел в Историко-культурном центре «Соборная палата» Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, собрав участников из разных уголков земли от Урала до далекого американского города Сан-Франциско. 

Доклады и выступления монашествующих, священников, ученых, тематическая выставка и документальный фильм помогли увидеть разные грани яркой личности человека, которому Господь судил в трагическом XX веке совершить духовный подвиг во имя веры.

Простой пермский монах…

Благословение на монашество Георгий Кузнецов, уроженец города Чердынь Пермского края, получил у отца Иоанна Кронштадтского. Став послушником в Белогорском Свято-Николаевском православно-миссионерском монастыре, Георгий не сразу принял окончательное решение уйти из мира. Как он писал: «Моя мысль колебалась относительно поступления в монашество из-за малодушной слабости. Вынесу ли я этот самоотверженный подвиг и есть ли на сие воля Божия?» Он поехал в Кронштадт. Прозорливый старец, Всероссийский пастырь благословил его иконой трех Вселенских святителей – Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Это – одно из судьбоносных событий в жизни будущего хранителя мощей Великой княгини Елисаветы Феодоровны, о котором поведал в своем докладе «Уральский Афон – духовная Родина игумена Серафима (Кузнецова)» исполняющий обязанности Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря иеромонах Дорофей (Гильмияров). Отец Дорофей рассказал и о других значимых событиях, произошедших в жизни отца Серафима в дореволюционный период. Купеческий сын становится строгим монахом, аскетом и, стремясь к сугубым подвигам, обустраивает в глухом лесу монастырский скит, где летом 1904 года по благословению священноначалия закладывается первый после прославления батюшки Серафима храм в честь преподобного Серафима Саровского. Зимой 1910 года скитоначальник, имеющий дар духоносного слова и патриотический настрой, удостаивается вместе с настоятелем Белогорского обители архимандритом Варлаамом (Коноплевым) Высочайшей аудиенции в Царскосельском Александровском дворце. Император Николай II в присутствии цесаревича Алексея расспрашивает гостей о монастыре, иеромонах Серафим отвечает на все его вопросы и преподносит в дар сочинения – три тома «Монашеских уставов», семь выпусков сборника «Слова, беседы и речи», «Историю Белогорского монастыря и Серафимо-Алексеевского скита», иллюстрированную фотографиями.

А за полтора года до этого – тоже событие огромной важности! – отец Серафим участвует в работе Первого Всероссийского иноческого съезда в Троице-Сергиевой лавре с правом совещательного голоса и ведет подробный дневник дебатов. Спустя некоторое время, его заметки в газете «Русская земля» и в журнале «Монастырь» составят основу подготовленной им книги об историческом съезде, являя на сегодняшний день единственное сохранившиеся целостное повествование о работе форума. Это издание – «Первый Всероссийский иноческий съезд. (Воспоминания, записки и наблюдения участника съезда)» – можно было увидеть на тематической выставке в Историко-культурном центре «Соборная палата» ПСТГУ, подготовленной Т.А. Романовой вместе с послушницей Ксенией Хайнбюхер. На 24 баннерах были представлены разные этапы жизненного пути старца-молитвенника. И за стеклом в двух витринах находились бесценные исторические книги, часть которых – из личного архива послушницы Ксении.

Что касается «Монашеских уставов», над ними игумен Серафим продолжит серьезную работу на Святой Земле, куда он привезет останки двух убиенных в Алапаевске мучениц – Великой княгини Елисаветы Феодоровны и ее келейницы инокини Варвары (Яковлевой). Тема доклада другого насельника Белогорского монастыря – иеромонаха Серафима (Трегубова) – обозначена так: «Монашеские уставы» игумена Серафима (Кузнецова) и их значение для монашеского права». Сообщив, что эти труды прошли духовную цензуру Святейшего Синода и впоследствии с ними были ознакомлены Предстоятели трех Поместных Церквей (Вселенский Патриарх Иоаким III, Иерусалимский Патриарх Дамиан, Патриарх Московский и всея Руси Алексий I), докладчик добавит очень важную вещь. «Монашеские уставы» 1910 года игумена Серафима тесно связаны с «Положением о монастырях и монашествующих» 2017 года. Их объединяют три основные момента, которые рассматривались во время монашеской реформы XX века: распространение старчества; принятие всеми монастырями «Общежительного устава»; назначение настоятелями лиц, которые имеют опыт подлинной монашеской жизни…


Стремительно, одно за другим, следуют значимые события в жизни Белогорского скитоначальника. Воодушевляющим, принесшим великую радость монахам и простому люду явилась паломническая поездка Великой княгини Елисаветы к святыням Пермской и Екатеринбургской епархии, посещение ею Белогорской обители и Серафимо-Алексеевского скита. Трагическим, скорбным стало участие игумена Серафима в поисках останков Алапаевских мучеников, живыми сброшенных на дно шахты. А затем был жертвенный подвиг длиною в жизнь, осмыслить который и увидеть его величие нам только предстоит: спасение святых останков от поругания и выполнение просьбы Великой княгини, настоятельницы Марфо-Мариинской обители милосердия, высказанной ею лично при их встрече в октябре 1917 года в Москве.

Подробно об Августейшем паломничестве в 1914 году отец Серафим расскажет в издаваемом им религиозно-патриотическом журнале «Голос Долга». (О самом журнале, его четко продуманной структуре, глубоком содержании статей и живом слоге, доступном для понимания, мы узнаем из доклада «"Голос Долга" игумена Серафима (Кузнецова)», подготовленного кандидатом химических наук, краеведом, специалистом по церковной истории Пермского края Т.Л. Морозовой). Тему «Свидетель и участник: Алапаевск, октябрь 1918 – июль 1919» раскроет игумен Моисей (Пилатс), наместник Алапаевского мужского монастыря во имя Новомучеников и Исповедников Церкви Русской.

«…Похороните меня по-христиански»

Доклад отца Моисея сопровождался видеопрезентацией, и при взгляде на архивные снимки, при знакомстве с уникальными историческими кадрами кинохроники душу пронзало чувство: какую немыслимую цену в миллионы человеческих жизней заплатила Россия в XX веке, чтобы мы в конце того страшного столетия и в начале нынешнего смогли бы открыто, не боясь арестов и ссылок, расстрелов или голодной смерти от истощения в лагерях, славить Бога! И насколько мобилизующими, думалось при этом, должны быть такие вот встречи, конференции, призванные направить наши усилия на то, чтобы избавить от забвения имена подвижников веры и благочестия!

«Так просиял светлый луч в Пермской земле перед грядущим испытанием», – написал в хронике отец Серафим после посещения Великой княгиней Серафимо-Алексеевского скита. И когда испытание наступило, над Царской семьей нависла смертельная опасность, Белогорский скитоначальник отправился в Москву с предложением Елисавете Феодоровне уехать на Урал, в Алапаевск, где, по его утверждению, можно было найти убежище в старообрядческих скитах. Великая матушка, как называли настоятельницу Марфо-Мариинской обители в Москве, отказалась. Только обратилась к нему, духовно близкому ей человеку, со словами: «Если меня убьют, то прошу вас, похороните меня по-христиански». Сегодня широко известны факты, связанные с именами адмирала Колчака, чья армия ненадолго установила власть на Урале во время гражданской войны, и генерал-лейтенанта Дитерихса, благодаря решимости которых было проведено расследование убийства Августейшей семьи и членов Дома Романовых, найдены тела узников. Не остались они навечно в безымянной могиле! Над убиенными совершались панихиды в кладбищенской церкви, читалась Неусыпаемая псалтирь, 13 протоиереев и священников отслужили заупокойную всенощную, а на следующий день многолюдный крестный ход проводил страстотерпцев в Свято-Троицкий собор, где после заупокойной Литургии было совершено отпевание.


Стали широко известны и другие факты: в результате наступления Красной армии на Алапаевск было принято решение увезти тела в Забайкалье, в Читу и оттуда через границу в Пекин, где состоялось тайное захоронение шестерых убиенных в новом склепе на кладбище Русской Духовной Миссии. В ряде публикаций можно прочитать, что Белогорский игумен чудом сумел их вывезти из страны, охваченной гражданской войной. Но прежде, чем рассказать, как Господь помогал подвижнику, хочу обратить внимание на такой момент: если с живой Елисаветой Феодоровной он виделся нечасто, то с убиенной не расставался ни на один день. Зная о ее желании быть погребенной в крипте русской церкви святой равноапостольной Марии Магдалины в Иерусалиме, построенной в память Императрицы Марии Александровны, матери ее мужа Сергея Александровича, отец Серафим повез два гроба через Шанхай и Порт-Саид в Иерусалим.

На конференции прозвучала почти детективная история, которую некоторые ее участники знали давно, а некоторые услышали впервые. Наверное, это еще одна из драгоценных крупиц, представляющих историческую ценность и помогающих сквозь пелену времени разглядеть людей – порою далеких от идеала, но в какой-то момент своей жизни проявивших самоотверженность во имя высоких целей. Прилетевший из-за океана протоиерей Петр Перекрестов, ключарь кафедрального собора Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско, секретарь Западно-Американской епархии, зачитал любопытное письменное свидетельство, хранящееся в архиве РПЦЗ. Написано оно архимандритом Спиридоном (Ефимовым), бывшим одно время келейником у митрополита Антония (Храповицкого). В 1951 году архиепископ Иоанн (Максимович), которого сегодня весь мир знает, как святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, посвятил Никодима Ефимова в иподиаконы и вскоре тот принял монашество. Так вот в Сан-Франциско архимандрит Спиридон бывал в доме адмирала Беллинсгаузена, исповедовал болящего и причащал. Батюшка морально и духовно поддержал супругу адмирала после кончины мужа, и она поведала утешителю много чего интересного. В частности, рассказала про омский период их жизни в 1919 году. Ее муж в то время служил в штабе адмирала Колчака, и когда под сильнейшим натиском красных Сибирская армия начала отходить, эта женщина озаботилась тем, чтобы останки Алапаевских страстотерпцев не подверглись поруганию. Колчак дал разрешение эвакуировать их по железной дороге за казенный счет. Она с отцом Серафимом (во многих источниках указываются и два послушника) довезла гробы до Читы. Там встретилось большое препятствие: дальше нужно было везти их уже по иностранной железной дороге, то есть за деньги. Причем немалые. Но денег не было. Стали они с игуменом Серафимом «плакаться по Чите». Читинцы сочувствовали, вот только помочь не могли. Кто-то посоветовал обратиться к «Машке-Шарабан», «Машке-цыганке», бывшей супруге атамана Семенова. К ней и отправились привезшие святыни. «Машка-Шарабан» подвела их к шкафу, открыла его, а там – золотые кирпичи! Полученные, по ее словам, от атамана в виде отступных после их развода. Затем владелица этого богатства заявила, что посредством золотых слитков берется финансировать перевоз святых останков по иностранной железной дороге. «За все ею совершенное вознаграждена она Предивным Господом!» – написал приснопамятный архимандрит Спиридон (Ефимов). 

Святая Земля, радости и печали отца Серафима

Три других выступления помогли более полно и ясно представить себе непростую религиозную ситуацию на Святой Земле в те годы, когда игумен Серафим творил там духовный подвиг. «Характеристика и особенности духовной жизни Миссии в Русской Палестине XX века» – тема доклада игумена Феофана (Лукьянова), который с 1999 г. по 2005 г. был членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, а с 2013 г. по 2015 г. – временно исполняющим обязанности начальника РДМ. «Игумен Серафим (Кузнецов) на Святой Земле. "Опальный страж " (1920 г.)» – с таким докладом выступила С.Н. Баконина, кандидат исторических наук, научный сотрудник Научно-исследовательского отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ. И доклад «Малая Галилея – скит молитвы и терпения (по материалам переписки насельников)» подготовила монахиня Мариам (Юрчук), насельница Горненской женской обители в Иерусалиме.

Горько было слышать, что верному своему долгу и идеалам игумену Серафиму пришлось пережить скорбные минуты и дни, когда один из архиереев РПЦЗ – епископ Аполлинарий, возглавивший Русскую Духовную Миссию, запретил его в служении. К счастью, Иерусалимский Патриарх Дамиан был категорически с этим не согласен и после запрещения отца Серафима в священнослужении Первоиерарх прочитал над ним молитву, разрешив ему служить в греческих храмах. Он принял русского игумена «под свое покровительство», а принцессе Виктории, маркизе Милфорд-Хэвен, поручившей Белогорскому скитоначальнику перевезти останки ее родной сестры Великой княгини Елисаветы Феодоровны в Иерусалим, написал: «…нам достоверно известно, что отец Серафим – один из лучших церковнослужителей, благочестивый, добродетельный и образованный, который своими молитвами, исповедованием и добрым примером оказал помощь многим людям и завоевал любовь и уважение всех тех, кто его знает. Поскольку мы тоже испытываем к нему глубокое уважение за эти его качества, будем рады, если и Ваше Высочество не станет обращать внимание на обвинения, выдвинутые в его адрес людьми, которые завидуют и ненавидят его, а будете, как и прежде, доверять ему». (О подробностях конфликта, нанесшего вред обеим сторонам, можно будет узнать из доклада С.Н Бакониной, который мы позже разместим на портале «Монастырский вестник»).


Один из аспектов фундаментального доклада монахини Мариам (Юрчук) – судьба духовных дочерей отца Серафима двух русских монахинь-сестер, Сергии и Анастасии (Трофимовых), которые не оставляли своего авву до последнего его вздоха. Мать Сергия, известная своим талантом расписывать камушки для паломников, к середине 50-х годов прошлого века стала одним из лучших иконописцев Святой Земли. Ее сестра замечательно играла на скрипке, регентовала в хоре Вознесенского монастыря на Елеоне. Но каково было потрясение многих участников конференции, когда они услышали (уже во время просмотра документального фильма «ИГУМЕН СЕРАФИМ. ДУХОВНЫЙ ПОДВИГ»), что в юности Сергия пила, не слушала родную мать, вела себя неподобающе! И только встреча с их соотечественником-игуменом, его стойкость в вере и жесткие методы воспитания спасли ее от духовной, а, может, и от физической гибели. Сегодня во многих храмах этого святого заповедного уголка мира можно увидеть иконы ее письма. В некоторых храмах монахиня Сергия расписывала своды церквей. Также написанные ею святые образы были переданы в Россию во время визита Святейшего Патриарха Алексия I на Святую Землю в 1945 году. Величайшую радость испытал тогда Белогорский скитоначальник, все годы жизни в Иерусалиме сохранявший верность Матери-Церкви! Во время приезда Патриарха Алексия I он вернулся в юрисдикцию Московской Патриархии, с которой поддерживал непрестанную связь. Однако в Советскую Россию возвратиться старец не смог и, отойдя ко Господу на 84-м году жизни, был похоронен в Малой Галилее (резиденция Патриарха Иерусалимского на горе Елеон).

Пожалуй, не счесть, сколько раз бывала послушница Ксения Хайнбюхер на могиле русского старца в Малой Галилее! Молилась в тиши, приводила могилку в порядок, обновляя выцветшую надпись: «Русский Священноигумен Серафим. Начальник Свято-Серафимовского скита Пермской епархии. Он привез гроб с телом мученицы Великой кн. Елисаветы Феодоровны в Иерусалим в 1920 г. (1875–1959 гг. 22 фев.)». А на создание документального фильма о незаслуженно забытом ревностном воине Христовом у нее ушло более 20 лет… Судя по фильму, это было глубокое погружение в историю, бережный отбор уникальных кадров кинохроники и неустанный поиск современников батюшки, способных сказать всему миру сокровенные слова о нем. Звучат слова признания в его адрес и из уст нынешних представителей Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, а дикторский текст читает митрополит Рязанский и Михайловский Марк, уроженец Пермского края, подвизавшийся в Миссии в 90-е годы прошлого века. Вот какие переплетения судеб! Что касается фильма, то его уже видели в Иерусалиме, Екатеринбурге, Перми, Алапаевске. Теперь состоялся премьерный показ в Москве.

Думается, рассказ о том, как он создавался – это отдельная тема, которую мы надеемся раскрыть в интервью с его автором, послушницей Ксений Хайнбюхер. Приведу лишь одну цитату из рецензии на эту ленту «Художественное многоголосие образов, тонко вписанных в пространство исторической перспективы, абсолютная достоверность общей интонации фильма, в том числе и ее музыкальной составляющей, обнаруживают явления внутреннего порядка и приоткрывают иную, духовную реальность, тем самым создавая объемный образ личности священноигумена». Также хочется процитировать слова декана богословского факультета ПСТГУ протоиерея Павла Хондзинского, который вел конференцию и был модератором круглого стола «Русская Церковь на Святой Земле в 20-х – 60-х годах XX века». «Сегодня собрали нас здесь два человека, – сказал отец Павел. – Игумен Серафим и послушница Ксения Хайнбюхер». Действительно, послушница Ксения, немка по происхождению, принявшая Православие в Москве в 1993 году, взяла на себя огромную часть организационной работы по проведению форума

***

Перед конференцией протоиерей Владимир Воробьев, ректор ПСТГУ, в сослужении духовенства совершил заупокойную литию по игумену Серафиму. В своем приветственном слове к участникам форума пастырь подчеркнул, что здание Московского епархиального дома в Лиховом переулке возводилось митрополитом Киевским Владимиром (Богоявленским), возглавившим, как мы знаем, скорбный список Новомучеников и Исповедников Земли Русской в сане архиерея. И что принимавшая активное участие в московской церковной жизни Великая княгиня Елисавета Феодоровна откликнулась на призыв Владыки помочь в сборе средств. Затем вместе с мужем Великим князем Сергеем Александровичем Романовым она участвовала в торжествах по освящению Князь-Владимирского храма в Епархиальном доме. И спустя 90 лет после освящения здания и вскоре – храма, Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в 1992 году причислил обоих к лику святых Русской Церкви – священномученика Владимира и преподобномученицу Великую княгиню Елизавету. «Не все святые канонизированы, но Господь знает их. У Господа они прославлены», – заключил отец Владимир.

Мы верим, что прославлен у Господа и игумен Серафим (Кузнецов), масштаб личности которого многим из нас только открывается.

Материалы по теме

Новости

Публикации

Доклады

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Марфо-Мариинская обитель милосердия
Воскресенский Новодевичий монастырь
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Казанская Амвросиевская женская пустынь