Наместник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, епископ Воскресенский Савва – о праздновании в честь Казанской иконы Божией Матери, главных государственных праздниках Отечества, о разделениях и о единстве.
На протяжении многих лет главным в стране праздником было 7 ноября, теперь один из главных – учрежденный в 2005 году День народного единства, совпадающий с 4 ноября, когда Русская Православная Церковь совершает празднование Казанской иконе.
Этот праздник – благодарность Богу и Царице Небесной – Заступнице за нашу землю и за наш народ. Праздник не новый, как пытаются его представить сегодня. Был он утвержден в 1649 году при царе Алексее Михайловиче. Советская власть, как могла, старалась стереть из памяти народной события этих минувших лет, когда народ, руководимый одной мыслю о спасении Отечества, не жалея живота своего, средств, трудов, здоровья, встал на его защиту. Веками Церковь и народ торжественно и умиленно собирались в этот день в храмах и благодарили Бога за избавление от смуты в 1612 году. Поэтому и мы 4 ноября с особым трепетом и с особым чувством приходим в храмы в знак любви и благодарности за освобождение нашей земли от иноземцев, от той великой смуты, которая некогда постигла наших с вами благочестивых предков. Разобщенность – это главная беда народа. Никакие материальные бедствия, никакие другие напасти, которыми изобилует наша с вами жизнь, ничто не может сравниться с тем, когда мы перестаем чувствовать себя единым народом, могущим во имя общего блага забыть все свои немощи и свою нелюбовь друг к другу, непонимание друг друга. Объединиться во имя славы народа, во имя Отечества – этим руководствовался каждый, кому Господь судил такую милость – послужить единству и сохранению Отечества земного.
И православные верующие люди прекрасно знают, что этот праздник из года в год, из поколения в поколение означал для всех русских особую милость Матери Божией к нашему народу. Более четырех веков прошло с тех пор, когда даже не под водительством Козьмы Минина и Димитрия Пожарского, а под знамением и покровом Богородицы русское ополчение смогло свергнуть иго иноземцев. Поэтому ни Минин и Пожарский, ни их братья по оружию не думали ставить себе памятники при жизни, но они поставили Казанский собор на Красной площади перед Кремлем как памятник освобождению Родины и как памятник вечной славы, молитвенного предстояния и заступничества Царицы Небесной. Поэтому и сегодня в современной жизни нам нужны храмы как знак нашей памяти, как знак нашей любви к Отечеству.
Про 4 ноября очень часто говорят, что праздник соединяет светское и церковное…
Я не разделяю людей на светских и верующих… Православие всегда было неделимо и остается таковым для русского народа. Говорить о том, что человек на работе – светский, а после работы он верующий – это глупо, это некий абсурд нашей жизни, поскольку нормальный верующий человек везде будет христианином. Иначе невозможно. И так же с праздником: он либо есть, либо его нет. Это каждый сам для себя определяет – что кому праздновать в этот день…
Мы часто слышим: воцерковленный – невоцерковленный человек. А как это определяется?
Я думаю, что воцерковленность не зависит от количества прочитанных акафистов и совершенных поклонов, не зависит от правильности постановки свечи в храме и от многочисленных «подвигов» паломничества. Думаю, это желание человека каяться в своих грехах и причащаться, его стремление быть со Христом…
В чем же главная проблема этого деления на светское и церковное?
Я не вижу проблемы. Она надуманно создается. При этом считаю, что мир в Церковь вошел, но Церковь только на пути к миру, на пути к людям. Мирской дух, влияние мира очень чувствуется в Церкви. Человек входит в Церковь с понятиями светскими, гражданскими. А Церковь консервативна, верна традиции. Если бы она поддавалась духу времени, она бы не сохранилась. Сегодня не все люди в Церкви понимают, как нужно относиться к ней. А воспитывать их зачастую некому. Это важнее, чем отсутствие каких-то материальных возможностей. Проблема в том, кто будет служить, кто будет преподавать, учить. Государство через Церковь может осуществить многое, опыт есть. Да и доверяют Церкви больше, чем другим общественным институтам. Нередко к священнику человек приходит тогда, когда ему уже больше идти некуда, когда он больше никому и ничему не доверяет. Но почему сектанты имеют такой успех? Они разговаривают с людьми. А нам нередко мешает лень и боязнь священников и православных мирян…
Для меня в какой-то степени определяющим стало детское ощущение, что двери храма открыты именно передо мной. И если это почувствует каждый человек в своей жизни, – мы будем жить в другой стране, где никакого деления не будет. А сейчас, находясь на пороге Дня народного единства, мы все ощущаем разобщенность. Но все же надо идти путем наших предков – объединяться. И главная роль – время это доказало – принадлежит именно Церкви. И Царица Небесная не отринет своего Покрова от нашего Отечества.
Беседовала Юлия Стихарева